Танец Венский вальс (Viennese Waltz) — венский вальс

28.06.2019

После победы над Наполеоном, в Вене, в 1815 году состоялся конгресс союзников. Представители многих стран праздновали победу на балах, самозабвенно танцуя новый восхитительный танец. Именно тогда вальс приобрел четкий, акцентированный на первой доле такта, ритм. Вернувшись на родину, участники конгресса привезли с собою новый романтичный танец, который, несмотря на сопротивление светского общества, быстро вошел в моду. Триумфальное шествие вальса уже было не остановить.

Танец Венский вальс (Viennese Waltz)

Легкий и романтичный венский вальс давно стал визитной карточкой выпускных вечеров и свадебных торжеств. Годы идут, меняется мода, но этому танцу время не страшно.

Необыкновенно красивый, грациозный и элегантный венский вальс прочно вошел в нашу жизнь. Ни одно торжественное мероприятие не обходится без этого очаровательного танца. Сейчас трудно представить, что у венского вальса была трудная судьба. Его запрещали, считали вульгарным. Время его исполнения строго регламентировали. Но ничто не могло остановить победного шествия венского вальса, и со временем он становится все более и более популярным.

венский вальс

История возникновения танца

Хотя вальс и называется венским, его рождение связано с Германией. Первый танец трехдольного размера появился еще в 12-13 веке, и назывался он «вольта». Позже, в Германии, популярность приобрел другой танец с музыкальным размером 3/4 — «Waltzen». От этих двух танцев и произошел известный нам венский вальс. Первоначально вальс танцевался гораздо медленнее. Известный сейчас вид танец приобрел лишь в 19 веке, когда Иоганн Штраус вынес на суд публики свои нетленные музыкальные произведения. Благодаря этому австрийскому композитору, который сделал венский вальс знаменитым, этот танец и носит свое название.

Танцы, предшествовавшие венскому вальсу, носили весьма целомудренный характер. Партнер должен был находиться от партнерши на почтительном расстоянии, и соприкасались они друг с другом только кончиками пальцев. Вальс, в котором мужчина находится с женщиной на очень близком расстоянии и обнимает ее, произвел настоящий фурор в светском обществе. Солидные дамы и кавалеры считали танец неприличным, вульгарным, зато молодежь встретила его с радостью.

После победы над Наполеоном, в Вене, в 1815 году состоялся конгресс союзников. Представители многих стран праздновали победу на балах, самозабвенно танцуя новый восхитительный танец. Именно тогда вальс приобрел четкий, акцентированный на первой доле такта, ритм. Вернувшись на родину, участники конгресса привезли с собою новый романтичный танец, который, несмотря на сопротивление светского общества, быстро вошел в моду. Триумфальное шествие вальса уже было не остановить.

Что такое венский вальс?

Венский вальс – это одна из разновидностей вальса. Вместе с медленным вальсом этот танец входит в европейскую программу бальных танцев. Среди других видов вальса, эту разновидность отличает более быстрый темп и более выраженный акцент на первую долю такта. Однако, несмотря на быстрый темп, венскому вальсу свойственны плавность исполнения, изящество, которому не мешают стремительное кружение и повороты.

Все чемпионаты по бальным танцам обязательно включают венский вальс в программу.

На соревнованиях выполняются обязательные фигуры:

натуральный и обратный повороты

обратный и натуральный флекерлы

перемены вперед и назад

чек из обратного к натуральному флекерлу

Так как количество обязательных фигур невелико, акцент участников соревнований смещается на мастерство и артистичность их исполнения. Чтобы добиться максимального совершенства в исполнении вальса, танцоры отрабатывают технику подъемов и опусканий, работы головы, покачиваний, работы стоп. Большую роль в стандартной программе бальных танцев отводится постановке корпуса и рук, взаимодействию партнеров.

венский вальс

Виды танца

Разновидностью венского вальса может быть вальс фигурный, но он не входит в программу соревнований по бальным танцам. Фигурный вальс – это концертный номер, построенный по законам драматургии – с экспозицией, кульминацией и развязкой. Фигурный вальс может иметь сюжет.

Особенности венского вальса

На танцевальных соревнованиях по бальным танцам должна исполняться европейская версия вальса, другие не допускаются. Первый шаг партнера должен быть направлен между стопами партнерши, а не в сторону, так как таким образом можно достичь большего совершенства в исполнении поворота. Разница между танцевальными па мужчины и женщины должна составлять один такт: в то время, когда партнер делает первый шаг, партнерша уже готовиться к повороту, а когда партнер танцует второй такт, то партнерша танцует третий и т.д.

Так как вальс – это танец, который танцуют все. Жесткие требования, предъявляемые к исполнению танца, уместны только по отношению к профессиональным танцорам. Для основной массы танцующих достаточно уловить музыкальный ритм и освоить базовые движения. Но, безусловно, если каждый возьмет хотя бы несколько уроков венского вальса, исполнение этого танца принесет ни с чем не сравнимое удовольствие и для зрителей и для танцоров.

Источник: http://var-veka.ru/ballroomdance/obuchenie-balnym-tancam-v-zheleznodorozhnom/venskiy-vals.html

Венский вальс

венский вальс

от 4 900 рублей/месяц

венский вальс

от 1 990 рублей

В енский вальс отличается от всех остальных разновидностей вальса быстрым темпом и стремительностью. Соответствуя бальным традициям ХIХ века, венский вальс имеет очень высокий стандарт исполнения: корпус должен быть строго подтянут, а каждая линия тела должна нести в себе достоинство и строгую элегантность. Чрезмерные изгибы и манерность в исполнении венского вальса не приветствуются.

Секрет красоты венского вальса таится в изменчивом темпе и в постоянно чередующихся левых и правых поворотах. Стремительное кружение венского вальса основано на глубоком взаимопонимании пары, а движения выполняются плавно и с изяществом, несмотря на скорость кружения.

И стория венского вальса окончательно так и не раскрыта. Годом его рождения считается 1775 год. Но впервые о подобных танцах упоминается в 12-13 веках. Точно не известна и страна его происхождения. Споры ведутся о его германских и французских корнях. И, несмотря на название, венский вальс однозначно не из Австрии. Назвали его так потому, что пик популярности он пережил в начале 19 века в Вене под музыку Штрауса.

Обучение венскому вальсу проводится в ритме «три четверти». А основой уроков венского вальса остается непрерывное вращение.

Сам танец – столь же загадочен, как и история его рождения. Наверное, самым точным выражением смысла вальса стало название многогранного произведения «Мой ласковый и нежный зверь» — как музыки композитора Евгения Доги, так и одноименного фильма. Танец юной девушки с седовласым мужем – боль и нежность одновременно, нарастание чувств в музыке и в каждом па. Струящееся платье партнерши – как символ кажущейся свободы.

Корпус дамы на протяжении всего танца отклоняется от кавалера. И при этом тела партнеров слиты в единое целое. Внутренняя суть уроков венского вальса – интеллигентная строгость, поистине королевское умение владеть собой.

Обучение венскому вальсу в Москве станет для вас не просто знакомством со всеми тонкостями танца. На уроках венского вальса вы приобретете навыки для дальнейшего развития. Ведь обучение венскому вальсу – это знакомство с внутренним миром и переживаниями Штрауса, Свиридова, Шопена, Верди.

В их произведениях это щемящий звон колокольчиков, перерастающий в инструментальное насыщение. Истинные короли и королевы современной поп-музыки исполняли венский вальс. У Мирей Матье он пронзительный, с надрывом, с легкой хрипотцой и придыханием, у Michael Jackson присутствует легкая грусть, трепет и нарастание чувственности. Под неповторимый голос Уитни Хьюстон движения рук как будто сами рисуют морозные узоры на окне – непрерывные, затейливые, и одновременно лаконично графические. Неповторимое сочетание утонченности и четкости линий, выражение высоких чувств приходят к танцорам с опытом, при вдумчивом обучении танцу венский вальс. У каждой пары, исполняющей венский вальс, своя тайна, которую в танце, в чувствах они пытаются раскрыть. Но на самом деле лишь приоткрывают завесу, заставляя зрителей догадываться об истинной страсти.

Источник: http://www.galladance.com/dances/venskiy-vals_euroupe/

Венский Вальс (Viennese Waltz)

венский вальсПервый Венский Вальс датирован 12 — 13 столетием и применен в танце под названием «Nachtanz». Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как «German». Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоган Штраус (Johann Strauss) написали несколько, очень известных сейчас, вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами (Viennese Waltz) и всегда с радостью танцуем.

Венский вальс — бальный танец европейской программы. Аналогичен медленному вальсу, отличается количеством тактов в минуту, то есть темпом исполнения.

Особенности исполнения всех вальсов

1. Первый шаг первого такта должен выполняться не мимо ног партнёрши, идущей назад, а между, так как такое исполнение позволяет наиболее эффективно совершить поворот.

2. В общем случае разница между движениями партнёра и партнёрши составляет один такт, то есть когда партнёр выполняет движения первого такта, партнёрша танцует второй такт и наоборот. Исключение — так называемый фигурный вальс, в котором могут быть различные дополнительные фигуры.

В 1924 Имперское Общество учителей танца (the Imperial Society of Teachers of Dancing — ISTD) решило стандартизировать танцы, известные в то время. Специальный отдел ISTD, комитет по бальным танцам начал заниматься этим важным делом. В состав комитета входили : Miss Josephine Bradley, Miss Eve Tymegate-Smith, Miss Muriel Simmons, Mrs Lisle Humphreys, Mr Victor Sylvester (самый известный в наше время), которые были самыми лучшими и популярными исполнителями бальных танцев в те годы. Все танцы из современной европейской программы были более-менее подробно описаны, за исключением Венского вальса, который был не очень популярен в Англии. Единственным настоящим вальсом тогда считался «английский вальс» (сейчас — медленный).

Венский вальс позднее был добавлен к списку ballroom, или европейских танцев, но так и не был включен в конкурсную программу Блэкпульского фестиваля. Первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию, когда в Баварии танцевали «Nachtanz». Основные споры вызывают две версии происхождения танца — германская, в Англии долго называли его » немецкий» вальс, и французская, точнее, французско-итальянская. венский вальс

Очевидно только одно — венский вальс точно не из Австрии, а называют его так, поскольку пик популярности он пережил в начале 19 века в Вене под музыку Штрауса.

Рассмотрим обе версии, при этом стоит заметить, что большинство исследователей считает его все-таки французским. Вальс — это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенным, что создает большие трудности для начинающих, а для опытного танцора такой ритм создает восхитительные романтические переливы.

Историю танцев на «три четверти» можно проследить достаточно легко, поскольку большинство танцев танцевалось и танцуется на два и четыре счета ( все таки ног у нас две!), а танцев на три счета не очень много. Один из первых танцев в ритме «три четверти» — крестьянский французский танец из Прованса (Provence),о годе появления которого — 1559, писала Парижская газета » Ла Patrie » («Родина») 17 января 1882 года. Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую «Volta», хотя с данным названием в то же время существовал народный итальянский танец. На итальянском слово «volta» означает «поворот». Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение.

В течение 16-ого столетия вольта становится популярной в залах королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. Arbeau описывает этот танец похожим на «гальярду»(Galliard), исполняемый под музыку в ритме 3/2, но быстрее. При этом вольта и гальярда танцевались в пять шагов на шесть ударов по музыке. В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но леди смещалась влево относительно джентельмена! Партнер держал партнершу за талию, леди клала правую руку на плечо джентельмена, поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше. Самое известное изображение этого танца — картина, на которой нарисована королева Англии Elizabeth I, танцующая вольту с графом Ланкастером (Leicester), взлетающая над полом в руках графа. венский вальс

Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный вариант вальса. Как в любом танце со вращениями, так как один из партнеров фактически выполняет шаги вокруг другого, их приходится делать длиннее, чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ног партнерши, и для того, чтобы партнерша могла обойти партнера, в норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. В вольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, что в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Луи XIII (1610-1613). Вольта, изначально исполнявшаяся на три счета, но фактически в пять шагов, постепенно стала исполняться под музыку в пять счетов. Очередные описания танца на три счета под названием «Hole in the Wall» были сделаны Playford в 1695. На этом кончается история вальса во Франции.

В 1754 в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». До сих пор исследователям, изучающим происхождение современных танцев, неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух танцев — «Waltzen» и «Volta», хотя по-немецки слово «waltzen» тоже означает » вращаться». Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, «похожие на вальс», впервые исполнялись в Париже в 1775 году. «Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени,в 1779 году появился памфлет некоего «Волка» (Wolf) под названием: » Доказательства того, что вальсирование — основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения». В 1799 Arndt описывал этот танец: » Леди подняли длинные платья так, чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу. «

Однако танец стал очень популярным в Вене. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, такие как «Sperl» в 1807,»Apollo» в 1808 (в котором могли разместиться 3000 пар!). В 1812 танец появляется в Англии под названием «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 году. Разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: » Здоровый джентльмен,как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило». Борьба против «немецкого вальса» продолжалась, в 1833 в книге «Правил хорошего поведения» Мисс Селбарт писала:» этот танец — только для девиц легкого поведения!».

В 2009 году, 3 июня, исполнилось 110 лет со дня смерти Йохана Штрауса, «Короля вальсов». Он родился 25 августа 1825 года в Вене, умер в 1899 году. Отец его, родившийся в Вене в 1804 году, был тогда самым популярным композитором в Австрии, звали его тоже Johann Strauss. Благодаря его воспитанию, а также тому, что оба они родились в Вене, вальс стал носить имя «венского». Очень долгую по тем временам жизнь «Король вальсов» прожил в музыке, написав более 500 вальсов, различные польки, кадрили, марши. Огромное число композиторов середины 19 века, братья и племянники Штрауса писали вальсы, вдохновленные творчеством Йохана Штрауса (Johann Strauss).

В настоящее время «Венский Вальс» исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck.

венский вальс

Характеристики Венского Вальса:

Движение: Свинговое (с замахом), Летящее, Плоское, Мягкое, Плавное, По кругу, Маятниковое.
Настроение: Прекрасное, Радостное.
Жизненность: Брызги шампанского, Дружба.
Цвет: Розовый.
Музыкальный размер: 3/4
Подъем и Снижение: Без подъема в стопе на внутренней части поворота.
Темп: 60 тактов в минуту, быстрый.
Родина танца: Франция / Германия (спорно)
Счет: «1», «2», «3»
Акценты: Мягко выделяемый в каждом такте «1-й» счет, придает вращению неповторимую прелесть «взволнованного дыхания».
Характер: восхитительно романтический танец. Единственный, имеющий своей единственной задачей выразить чувства ликования, нежной привязанности, уважения, и восхищения посредством непрерывных вращений.

Источник: http://ballroom-dancing.narod.ru/venskiyval.html

Видео уроки танцев

Венский вальс для новичков — видео урок

венский вальс

Вашему вниманию предлагается видео урок под названием «Венский вальс для новичков». Цель данного урока не только показать красоту этого танца, но и научить всех желающих основам данного танца. Автором урока выступает известный тренер с многолетним стажем работы. Поскольку видео создавалось для начинающих танцоров, автор урока очень подробно рассказывает и на конкретном примере показывает каждый шаг, каждое движение. Этому если вы хотите самостоятельно изучить искусством танца — данное видео станет незаменимым помощником в этом.

Венский вальс для начинающих

венский вальс

«Венский вальс для начинающих» — шикарный видео урок, в котором вы ознакомитесь с основами популярнейшего из бальных танцев. Уже с 19 века этот танец затмил все другие. Волшебное кружение пар в вальсе придает особое и несравненное изящество. Не зря вальс всегда оставался настоящим символом романтизма. Может показаться, что в венском вальсе нет ничего сложного, но чтобы достичь особой легкости и изящества в движениях, необходимо долго тренироваться.

Начните заниматься бальными танцами вместе с видео уроком «Венский вальс для начинающих», который в онлайне доступен на этом портале.

Танец вальс для начинающих

венский вальс

Обучиться шаг за шагом искусствоу вальса вы сможете вместе с нашими инструкторами. Это блистательный и благородный стиль танца, который не перестает удивлять своим многообразием. Даже самые требовательные танцоры найдут в вальсе неоценимые достоинства. Преподаватель продемонстрирует вам первые шаги вальса для новичков. Вальс словно создан для нежных и тонких чувств, и вы сможете в этом убедиться.

Рады предложить вашему вниманию видео урок «Танец вальс для начинающих», который желающие смогут найти в режиме онлайн на этом уникальном портале. Успехов!

Бальные танцы (видео обучение)

венский вальс

Бальные танцы не перестают поражать своей красотой, грациозностью и разнообразием, в чем вы сможете убедиться из видео обучения «Бальные танцы». Это комплексная программа, которая разработана специально для начинающих танцоров любого возраста. Этот практичный и просто метод позволит с легкостью обучаться бальным танцам и в домашних условиях. Присоединяйтесь к тренировкам и получите огромное удовольствие от обучения.

Все желающие могут найти на нашем сайте видео обучение «Бальные танцы», доступное для просмотра в онлайн режиме в любое время суток.

Уроки свадебного танца с Александром Городецким

венский вальс

«Уроки свадебного танца с Александром Городецким» — первоклассное обучающее видео, благодаря которому все будущие молодожены смогут изучить прекрасный танец для свадебной церемонии. Профессиональный хореограф международного уровня по бальным танцам продемонстрирует вариант свадебного танца в стиле танго. Не зря было выбрано именно это направление, ведь заслуженно именно танго называют танцем любви и страсти.

Не упустите возможность присоединиться к просмотру в режиме онлайн обучающего видео «Уроки свадебного танца с Александром Городецким» у нас на сайте.

Обучение вальсу (смотреть онлайн)

венский вальс

«Обучение вальсу» — восхитительный урок онлайн, в котором опытные преподаватели продемонстрируют вам в мельчайших подробностях технику вальса. Вальс — это танец с большой историей, который до сих пор остается невероятно популярным. Благодаря своей изысканности, красоте и нежности вальс заслуженно считается главным танцем всех влюбленных. Теперь вы с легкостью можете приступить к изучению основ вальса.

Все пользователи сети интернет могут присоединиться к совершенно бесплатному просмотру урока онлайн «Обучение вальсу» у нас на сайте в любое удобное время.

Вальс обучение (смотреть онлайн)

венский вальс

«Вальс обучение» — потрясающий видео урок, который позволит легко и за короткий срок освоить азы самого красивого бального танца. Повторяя движения за профессиональным инструктором, вы с легкостью освоите новые и оригинальные движения. Регулярные занятия помогут вам совершенствовать свои танцевальные навыки и со временем вы сможете всех удивить своей техникой исполнения вальса.

Видео урок «Вальс обучение» находится на нашем сайте и доступен для бесплатного онлайн просмотра в любое удобное время. Желаем вам приятного обучения и замечательного настроения на целый день!

Танец вальс (обучающее видео)

венский вальс

Обучающее видео «Танец вальс» создано для любителей данного танцевального направления, чтобы благодаря советам и демонстрации от профессиональных хореографов вы смогли освоить базовые шаги вальса. Вальс — самый известный и романтичный из всех бальных танцев. Танцуя вальс, вы сможете приобрести грациозность, благородство и красоту осанки. Вальс очень красив и при этом универсален, прост для освоения.

Обучающее видео «Танец вальс» доступно всем желающим на нашем портале для онлайн просмотра в любое удобное время. Желаем добиться успеха в обучении!

Обучение свадебного танца

венский вальс

Видео урок «Обучение свадебного танца» станет незаменимым пособием для всех, кто в домашних условиях хочет обучиться основам свадебной хореографии. Благодаря пошаговой демонстрации профессиональных танцоров вы сможете освоить несколько вариантов танцевальных постановок, которые будут просто идеально смотреться в качестве свадебного танца и смогут украсить любое торжество.

Видео урок «Обучение свадебного танца» любой пользователь сети интернет сможет смотреть у нас на сайте в онлайн режиме в любое время. Танцуйте только с удовольствием вместе с нашими уроками!

Вальс для начинающих: часть 3

венский вальс

Обучающее видео «Вальс для начинающих: часть 3» подарит вам незабываемые переживания во время обучения этому известному и самому романтичному из бальных танцев. Танцуя вальс, вы всегда сможете применить свои знания на практике, кроме того, приобрете красивую и благородную осанку. Этот танец очень красив, универсален и прост для освоения. За очень короткий срок вы сможете изучить основные шаги вальса и в дальнейшем совершенствовать свои умения.

Обучающее видео «Вальс для начинающих: часть 3» находится на нашем сайте и доступно для онлайн просмотра всем любителям танцев.

Источник: http://video-dance.ru/balnie/venskiy-vals/

Венский вальс

венский вальс

Ах, венский вальс! Порочное сближенье… Порхаю беззаботно и легко! Зашкалит пульс – неистово круженье! Испит до дна бокал «Вдовы Клико»… Увлечена! Не скрою восхищенья! Взлетаю выше… Не боюсь упасть, Застыв на грани перевоплощенья… Ах, венский вальс – моя любовь и страсть!

Что такое венский вальс?

Венский вальс – самый известный, красивый и романтичный бальный танец европейской программы. Праздничный, легкий, динамичный, элегантный, воздушный и захватывающий дух танец, он неизменно возвращает нас к чуть подзабытым временам светских приличий, изысканных нарядов и блестящих придворных балов.

Венский вальс – это одна из разновидностей вальса. Вместе с медленным вальсом этот танец входит в европейскую программу бальных танцев. Среди других видов вальса, эту разновидность отличает более быстрый темп и более выраженный акцент на первую долю такта.

В танце приобретается грациозность, благородство и красивая осанка, которую танцоры могут применить в любой обстановке. Танец выражает чувства ликования, нежной привязанности, уважения, и восхищения посредством непрерывных вращений.

В большинстве танцев «господствует» мужчина, поскольку именно он ведет даму в танце. В Вальсе роль ведущего отводится попеременно мужчине и женщине. Таким образом, в этом танце женщина и мужчина абсолютно равноправны.

Красота Венского Вальса заключается в изменчивом темпе и в постоянно чередующихся левых и правых поворотах и переходы. Стремительное кружение Венского Вальса требует от пары полного взаимопонимания, слаженности и изящества, а также как не странно выносливости. Движения в Венском Вальсе должны выполняться плавно и с изяществом, которому не мешают стремительное кружение и повороты.

Разновидностью венского вальса может быть вальс фигурный, но он не входит в программу соревнований по бальным танцам. Фигурный вальс – это концертный номер, построенный по законам драматургии – с экспозицией, кульминацией и развязкой. Фигурный вальс может иметь сюжет.

Вальс можно исполнять как Свадебный танец, как танец на Светской вечеринке, на любом приеме, Дне рождения и так далее.

История возникновения танца

Из всех танцев европейской программы именно вальс имеет самую давнюю историю. Истоки вальса находят в народных немецких, австрийских и провансальских танцах эпохи Средневековья. Венский вальс прошёл очень долгий путь. Вначале этот танец танцевали крестьяне, потом средние слои общества и только потом в вальсе закружилась аристократия.

И вальс, и его предшественников запрещали не раз. В эпоху Средневековья танец нередко связывали с игрой темных сил. «Танец — это круг, в центре которого черт», — утверждал святой Августин. Позже, в 1555 году, Алоизиус Орелли писал: «Танцевать позволено лишь в день свадьбы: однако, в конце дня танец обязательно следует прервать».

Долгое время во многих городах танцующих даже штрафовали — и на это были свои причины. И в эпоху Средневековья, и в эпоху Ренессанса танцы доходили порой до настоящего исступления. Сохранился любопытный указ муниципалитета города Герлица (1499 г): «. совет постановляет: отныне ни один мужчина не имеет права плясать без костюма, в одной только банной шляпе, а должен надевать штаны и куртку, как принято в других странах и городах».

Первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию, когда в Баварии танцевали «Nachtanz». Основные споры вызывают две версии происхождения танца — германская, в Англии долго называли его «немецкий» вальс, и французская, точнее, французско-итальянская. Очевидно только одно — венский вальс точно не из Австрии, а называют его так, поскольку пик популярности он пережил в начале 19 века в Вене под музыку Штрауса.

Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, «похожие на вальс», впервые исполнялись в Париже в 1775 году. «Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени,в 1779 году появился памфлет некоего «Волка» (Wolf) под названием: «Доказательства того, что вальсирование — основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения». В 1799 Arndt описывал этот танец: «Леди подняли длинные платья так, чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу. «

Своей известности вальс достиг около 1770 годов, в эпоху общественных перемен и политической нестабильности. Любопытно, что хореографическое и музыкальное оформление как бальный танец вальс получает между европейскими революциями 18-ого и 19-ого столетия. Совпадение это или нет, но вместе с легким шагом вальса в Европе начинается новая эпоха свободы и индивидуализма: в литературе этого времени все чаще мелькают образы изнеженных эгоистов, а на улицах Парижа и вовсе начинается «бессмысленный и беспощадный» бунт (Великая Французская революция и революция 1848 года).

Вальс составлял очень сильный контраст с чинным менуэтом, который был популярным придворным танцем. Менуэт с его изящными па не нес в себе никакого индивидуального, интимного начала. В этом танце было легко проследить иерархическую структуру общества: тот, кто выходил танцевать менуэт первым, имел, как правило, самый высокий социальный статус. В вальсе, напротив, общественное положение не имело особенного значения: акцент делался не на общем рисунке танца, а на гармонии внутри пары и индивидуальности каждого танцора.

Танцы, предшествовавшие венскому вальсу, носили весьма целомудренный характер. Партнер должен был находиться от партнерши на почтительном расстоянии, и соприкасались они друг с другом только кончиками пальцев. Вальс, в котором мужчина находится с женщиной на очень близком расстоянии и обнимает ее, произвел настоящий фурор в светском обществе. Солидные дамы и кавалеры считали танец неприличным, вульгарным, зато молодежь встретила его с радостью.

Героиня знаменитого романа Гёте конца 18 века Лотта так говорит о своей страсти танцевать английские контрдансы и немецкие вальсы: «Пусть эта страсть порочна, — сказала Лотта, — сознаюсь вам, что ставлю танцы выше всего. Стоит мне, когда я чем-нибудь озабочена, побренчать на моем расстроенном фортепьяно контрданс, и все мигом проходит».

Вслед за озорным вальсом в костюм конца 18 — начала 19 века приходит «нагая мода». Женщины, порхающие на балах, напоминают греческих богинь. Возвращается мода на античный силуэт: мягкие драпировки, которые чуть прикрывают обнаженные руки и линию декольте, плотный пояс под грудью, волосы, собранные на затылке в узел, легкие плетеные сандалии. Освободившись от пышных нарядов и тесных корсетов, дамы надевают прозрачные туники прямо на обнаженное тело. Мало того, чтобы платье еще больше обрисовывало фигуру, многие даже решительно увлажняют его перед балом (в холодном климате такие эксперименты иногда стоят модницам жизни).

Стоит ли удивляться, что с такой модой во Франции в начале 19 века вальс разрешили танцевать только замужним дамам, а при дворе его и вовсе запретили из соображений приличия?

Но если во Франции вальс долгое время не мог пробиться в Версаль, то в Австрии расцвет вальса, наоборот, был связан со строгим правительственным запретом на маскарадные шествия на улицах Вены. Во время зимних карнавалов на австрийских улицах творилось настоящее безумие. Праздники нередко оборачивались хаосом: и под покровом масок не только начинались драки, но даже совершались убийства. После правительственного запрета все народные гуляния плавно переместились в огромные бальные залы королевского Хофбурга. Изначально большие балы проводились, в основном, там, но вскоре во многих гостиницах Вены и ее пригородов появились бальные павильоны.

Бальная публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в поставленной в Вене опере «Редкая вещь, или Красота и добродетель» композитора В. Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. Танец стал чрезвычайно популярным в Вене. Поначалу Вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими. Но остановить Вальс было уже невозможно.

венский вальс

Французская революция многое изменила. То, что еще недавно казалось в высшей степени аморальным, больше не осуждалось. Вальс имел огромный успех во всех слоях общества и произвел настоящий фурор в многочисленных парижских бальных салонах.

А войска Наполеона, в свою очередь, распространили его по всей Европе. Но уже к концу века умение танцевать Венский вальс стало неотъемлемым элементом аристократического воспитания. Высшее общество нанимало лучших преподавателей детям, да и сами навёрстывали упущенные знания и совершенствовали технику исполнения венского вальса. Сам Наполеон Бонапарт брал уроки венского вальса, готовясь к приезду своей невесты, австрийской принцессы.

В это же время в Германии Иоганн фон Гете очень увлекся Вальсом и в своем знаменитом романе «Страдания молодого Вертера» описал танец своего героя с любимой женщиной.

С легкой руки Венского конгресса (1814-1815 года) вальс вскоре получает еще и официальный статус. От конгресса, где решались судьбы не только вальса, но и послевоенной Европы, сложно было ожидать другого решения. Его представители так много времени проводили на балах и так часто танцевали вальсы, что в это время даже родилась поговорка: «Конгресс танцует, дело не движется».

Вальс, став официальным бальным танцем, идеально гармонировал и с тогдашней модой: узкие в талии платья с роскошными пышными юбками подчеркивали красоту движений дамы.

Именно тогда Вальс приобрел свою специфическую особенность — акцентированный ритм, который сделал этот танец более элегантным и романтичным. Кроме того, его эволюцию стимулировало появление нового типа паркета, что позволяло танцорам лучше скользить и в результате меньше подпрыгивать, что добавило большей плавности в передвижения пары.

Специально для Вальса открывались большие танцевальные залы, такие как «Sperl» в 1807 году, «Apollo» в 1808 году (в котором могли разместиться 3000 пар!).

Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным — ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс «безнравственным» танцем.

Конечно, техника вальса 19 века еще очень разнится с современной, но некоторые рекомендации актуальны до сих пор: «Танцующие венский вальс не должны подпрыгивать ни вправо, ни влево, и вообще не выделывать неуместных прыжков и антраша. Венский вальс должны танцевать плавно, скользя по паркету, не на всей ступне, а только одними носками скользить по паркету. Грация этого танца зависит от того как танцует и держит себя танцующая пара», — сообщает нам самоучитель одесского учителя танцев Б.А. Грубера.

Рафинированные английские денди поначалу относятся к новомодному танцу настороженно. В Англии обучение танцам было нормой, но в начале 19 века здесь танцуют, в основном, шотландский рил и английский контрданс.

В 1812 танец появляется в Англии под названием «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 году. Разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: «Здоровый джентльмен,как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило». Лорд Байрон, хоть и считал вальс непристойным танцем, но был уверен, что это единственный танец, который учит девушек думать.

Англии вальс показался поначалу не только откровенным, но и достаточно сложным заморским танцем: не все леди сразу могли с ним справиться. Но деваться было некуда: судьбоносные знакомства происходили, в основном, на балах, и чтобы освоить немецкий танец, по утрам во многих модных английских домах отрабатывали шаги вальса.

Официальное признание получает в 1826 году и производится в ранг придворного танца. Однако эту инициативу отнюдь не поощрила газета «Таймс», которая считала неподобающим то, как кавалер обнимал даму в танце.

Борьба против «немецкого вальса» продолжалась, в 1833 в книге «Правил хорошего поведения» Мисс Селбарт писала: «Этот танец — только для девиц легкого поведения!». В Книге хорошего поведения для замужних леди не позволялось исполнять этот танец, в силу его «слишком распутного характера».

венский вальс

В это же время Вальс стал весьма популярен при русском дворе — это был любимый танец супруги императора Павла I. В России даже разгорелись целые дискуссии: прилично ли мужчине обнимать партнершу за талию? Не пошатнет ли это моральные устои общества? Конец спорам положил император Александр I. Он высочайше утвердил Вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов.

Современники вспоминали, что в России вальс танцевали быстро, так что аристократическая молодежь умением быстро кружиться в вальсе выгодно отличалась от исполнителей медленных танцев, не трудных всякому. «При немастерстве моем танцовать, чувствую, что для ваших русских вальсов не только я, но и никто из моих товарищей неспособен, — писал англичанин Ж.К. Пойл русскому журналисту М.Н. Макарову в 1805 году, — для них, для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных лепестков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».

После Венского конгресса 1814-1815 года, где Александр I дает роскошный бал, танец постепенно проникает и в Россию. Красивая осанка в 19-м и начале 20 века выдает человека благородного происхождения. Вальс в это время не только искусство, но и неотъемлемая часть культуры любого образованного человека. Неслучайно пособия по вальсу этого времени нередко сопровождаются описанием не только основных позиций танца, но и изящных манер.

Еще довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. Молодежь, однако, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание.

В России, как и в Европе, умение танцевать было важным светским навыком: «Танцевать необходимо тем которые часто посещают общество. Умение грациозно войти в гостиную, рекомендоваться, приличие походки, ловкость поклона все это приобретается изучением танцев», — сообщает нам русский самоучитель венского вальса 1903 года выпуска.

венский вальс

Однако в какой-то момент популярность вальса все-таки медленно сходит «на нет»: в начале 20 века его оттесняют новые танцы. И, тем не менее, появление фокстрота и шимми не останавливает развития вальса. Следующий виток популярности танца приходится на очень сложные для Германии 30-е годы.

В XIX веке, когда отношения между людьми строго регламентировались, Вальс позволял некоторым образом выражать чувственность. Балы дарили людям противоположного пола возможность почти интимного общения в рамках приличия. Вальс ставил мужчину и женщину в такую ситуацию, когда они были на какое-то время максимально близки, не нарушая при этом правил хорошего тона.

После первой мировой войны молодое поколение танцоров стало исполнять Вальс более естественно, избегая вычурности, нарочитости. Но мир изменился. Люди жаждали забыть ужас военных лет и искали забвение в празднике. Начали появляться новые ритмы, новые стили в музыке, новые танцы: Джаз, Чарльстон, Фокстрот, Танго и другие, окончательно развенчавшие Вальс.

В 1924 Имперское Общество учителей танца (the Imperial Society of Teachers of Dancing — ISTD) решило стандартизировать танцы, известные в то время. Все танцы из современной европейской программы были более-менее подробно описаны, за исключением Венского Вальса, не очень популярного в Англии. Единственным настоящим Вальсом тогда считался «Английский Вальс» (сейчас — Медленный). Венский Вальс позднее был добавлен к списку бальных европейских танцев, но так и не был включен в конкурсную программу знаменитого фестиваля в городе Блэкпул (Великобритания), тем не менее, его исполняют все танцевальные дуэты перед началом соревнования, «знакомясь» с паркетом.

С 1932 вальс танцуется на турнирах, а уже в 1934 году в Вене впервые проходит чемпионат мира по венскому вальсу. С 1963 года танец принадлежит к всемирной программе танца. Консервативные англичане, правда, так и не решились включить немецкий вальс в программу основного турнира в Блэкпуле, однако, как и австрийцы, уже не первый год проводят в рамках фестиваля отдельный турнир по этому танцу. Венский вальс живет.

В наши дни Вальс уже не так популярен, как раньше, но от этого он не потерял своего шарма и романтичности, собирая немалое количество поклонников по всему миру.

Венский Вальс существует как специфическая часть танцевальных чемпионатов, как танец, в котором соревнующиеся танцоры могут показать грациозную плавность своих движений, выдержку и умение контролировать скорость передвижения по залу.

Все чемпионаты по бальным танцам обязательно включают венский вальс в свою программу. В настоящее время Венский Вальс исполняется в ритме около 180 ударов в минуту.

На соревнованиях выполняются обязательные фигуры:

— чек из обратного к натуральному флекерлу

— перемены вперед и назад

— обратный и натуральный флекерлы

— натуральный и обратный повороты

Так как количество обязательных фигур невелико, акцент участников соревнований смещается на мастерство и артистичность их исполнения. Чтобы добиться максимального совершенства в исполнении вальса, танцоры отрабатывают технику подъемов и опусканий, работы головы, покачиваний, работы стоп. Большую роль в стандартной программе бальных танцев отводится постановке корпуса и рук, взаимодействию партнеров.

До сих пор он не включен в программу Блэкпула, а за последние три года из программы для хобби и Е класса был вытеснен танго, а затем вообще перенесен в С класс, поменявшись местами с медленным фокстротом.

Естественно, в самой Вене отношение к венскому вальсу особое. На традиционном ежегодном новогоднем балу в знаменитом венском Оперном театре большое количество танцоров исполняет этот неувядаемый и романтический танец.

В городском саду Вены стоит памятник Иоганну Штраусу. Недалеко от нее находится небольшая эстрада, на ней когда-то выступал сам Штраус со своей капеллой. И в наши дни каждый летний вечер с этой эстрады раздаются мелодии вальсов, под звуки которых танцует публика городского сада. И только когда наступает очередь вальса «На прекрасном голубом Дунае» дирижер обращается с просьбой не танцевать: считается, что эту мелодию, ставшую австрийской национальной святыней, следует лишь благоговейно слушать.

книги:
«Азбука танцев» — Автор: Диниц Е.В.,Ермаков Д.А. и др.
«Бальные танцы» — Автор: Алекс Мур.
а также по материалам интернет порталов
репродукции картин художника Alexei De Lyamine

Источник: http://dancer.by/encyclopedia/konkurs/venskii-vals

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *