Что такое настольные ролевые игры? – Ролекон — настольные ролевые игры

06.11.2019

В настольной игре ничто не ограничивает вашу свободу. Ваш персонаж может сделать всё, что вы захотите. Нет больше никаких декораций: домов, в которые нельзя войти, деревьев, на которые нельзя залезть и прочего. Поведение вашего персонажа продиктовано только вашими решениями — поэтому именно вы определяете ход игры и, в конце концов, её финал.

Настольные ролевые игры

Люди, которые в первый раз слышат про настольные ролевые игры (далее, для простоты — НРИ), по своей реакции делятся на две категории. Первые начинают смущённо улыбаться, представляя себе сугубо интимные развлечения, связанные с нарядами медсестёр, полицейских и прочих представителей важных для общества профессий, а так же с задействованием диковинных приспособлений, о которых распространяться не будем, дабы не отвлекать читателя от основной темы нашей статьи.

Ко второй категории относятся те, для кого “ролевики” — синоним слова “толкинисты”. Это представление вызывает ассоциации с “эльфами”, “гномами” и “гоблинами”, проводящими время в лесах и полях (на игровых полигонах) разыгрывающими сюжеты из книг Толкина, Сапковского и других писателей в жанре fantasy и поющими у костра песни, написанные по мотивам их произведений.

настольные ролевые игры

На самом деле, настольные ролевые игры — это совершенно самостоятельное хобби, не похожее ни на сексуальные игры с переодеванием, ни на то, чем занимаются толкинисты. Единственной общей характеристикой для всех этих трёх увлечений является возможность вжиться в роль избранного персонажа, воспроизведя некоторые его черты и особенности поведения. Ну и, конечно, удовольствие, которое получают участники всех этих, таких разных, ролевых игр )))

Как это выглядит?

Несмотря на некоторые отличия, игровой процесс очень похож на знакомые с детства большинству читателей обычные настольные игры вроде Монополии. Игроки точно так же сидят за столом, кидают кубики и периодически сверяются с правилами или отмечают что-то на специальных бланках.

Но здесь, в отличие от обычных настолок, основное действие разворачивается не на игровом поле или карте, а непосредственно в воображении самих игроков и, фактически, вокруг них. Всё это происходит с помощью ведущего, который описывает игрокам окружающий их мир, неигровых персонажей и происходящие события. Ведущим может быть любой из игровой компании, кто решил попробовать свои силы не только в участии в игре, но и в её создании.

Игроки, в свою очередь, реагируют на слова ведущего так, как отреагировал бы их персонаж, моделируя соответствующее поведение и поступки. Грубо говоря, если ваш персонаж — накачанный спецназовец, он будет общаться с уличными хулиганами совсем не так, как общался бы с ними, например, скрипач или сотрудница библиотеки. При этом, в иной ситуации (например при необходимости быстро найти какую-то труднодоступную информацию) сотрудница библиотеки будет чувствовать себя куда увереннее спецназовца.

Приведённый пример разъясняет нам значение слова “ролевые”. Каждый персонаж — это не только и не столько роль, которую берёт на себя игрок. Это ещё и та роль, которую он выполняет в игровой команде. Это может быть силовая поддержка, “мозг” команды, харизматичный болтун — и кто угодно ещё, чьи уникальные способности помогут остальным в достижении поставленных целей.

Детально описать этот процесс будет очень сложно — лучше всего один раз увидеть всё происходящее или даже поучаствовать в пробной игре. На Ролеконе, который рассчитан специально на то, чтобы дать новым людям возможность узнать больше про ролевые игры, можно принять участие в бесплатном вводном мастер-классе, в котором наглядно демонстрируются основные игровые ситуации.

Творческая составляющая игры

Вспомните любой прочитанный приключенческий роман. В нём есть герой (или несколько героев), их друзья и враги и все остальные персонажи, которые могут помогать, мешать или просто промелькнуть нейтральными, эпизодическими прохожими. Кроме того, в романе непременно описывается окружающий героя мир — будь то современный город, фантастическая планета или вовсе неведомые края, населённые странными существами.

В литературе всё это описывает один человек — автор. Он управляет действиями героев и злодеев, заставляя их совершать ошибки, достигать успехов и героически целоваться со спасёнными красавицами в финале.

В НРИ всё обстоит иначе: как уже было сказано, функции автора, связанные с описанием мира, антагонистов и нейтральных персонажей выполняет ведущий. А вот действия героев зависят исключительно от игроков!

Этот факт совершенно справедливым образом напоминает нам про компьютерные игры, где именно так всё и происходит. Вы управляете своим персонажем, путешествуя по миру созданному авторами игры и, в меру своих возможностей, справляетесь с поставленными проблемами. Однако, набор действий, доступных вашему персонажу, ограничен. Даже в самой современной и сложной компьютерной игре можно совершать только те действия и принимать те решения, возможность которых заложили создатели.

В настольной игре ничто не ограничивает вашу свободу. Ваш персонаж может сделать всё, что вы захотите. Нет больше никаких декораций: домов, в которые нельзя войти, деревьев, на которые нельзя залезть и прочего. Поведение вашего персонажа продиктовано только вашими решениями — поэтому именно вы определяете ход игры и, в конце концов, её финал.

Чтобы было понятнее, разыграем ситуацию “в лицах”. Представим себе троих играющих: Ведущего (В), Первого Игрока (И1) и Второго Игрока (И2).
Для начала, Ведущий описывает Игрокам текущую ситуацию:
В: “Итак, после целого дня, проведённого в дороге, вы заходите в придорожное кафе под вывеской “Золотой Шашлык”. Оно выглядит более прилично, чем многое из того, что вы встречали по пути, однако всё равно не дотягивает даже до самых скромных городских забегаловок. По асфальтовому пятачку перед входом бегают две собаки, вывеска покосилась, а чуть поодаль от помещения стоит обшарпанное помещение с буквами “М” и “Ж”. Из-за здания кафе поднимается густой дым. Судя по запаху, там жарят шашлык.»
В это описание ведущий может добавить любое количество деталей по вкусу (стоит учесть и предпочтения игроков) — описать цвет здания, решётки на окнах, марки машин, припаркованных на стоянке, и всё что угодно ещё.
И1 (пусть это будет тот самый спецназовец, описанный выше): “Ставлю машину на свободное место и говорю своей спутнице что вот здесь-то мы, наконец, поедим”.
И2 (сотрудница библиотеки): “Я сомневаюсь в том, что здесь можно нормально поесть, но, за неимением лучшего, возражать не буду. Заходим в кафе”.
В: Вы видите барную стойку, на которой стоит касса. За ней — молодая девушка с длинными волосами, стянутыми на затылке хвостом. За столиками никого нет, однако перед стойкой находится посетитель — мужчина, лет 35 — 40. Он недовольно смотрит на вас, но ничего не говорит. Девушка за кассой тихим голосом сообщает, что кафе закрыто.
И2: “Мне этот мужчина кажется подозрительным, я извиняюсь и собираюсь покинуть кафе”.
И1: “Мне он тоже кажется подозрительным, но уходить я не собираюсь. Я хочу разобраться, в чём дело”.
Здесь мы видим, как игрок строит линию поведения своего персонажа в зависимости от его образа и характера. Конечно же, спецназовец будет вести себя смелее девушки из библиотеки.

настольные ролевые игры

Техническая составляющая игры

Мы выяснили, каким образом осуществляется “ролевой” процесс в игре (обычно его называют “отыгрыш” — от фразы “отыгрывать роль”). Однако, часто перед игроками встаёт необходимость совершить конкретные действия, которые могут получиться, а могут и не получиться. Самый простой пример, знакомый многим по компьютерным играм, — это, конечно, бой с противником. Как попасть в противника из пистолета? Как увернуться от его выстрела? Или как, например, залезть на дерево? “Отыграть” эти моменты достаточно сложно — если каждый игрок будет просто озвучивать своё действие как свершившийся факт (“Я связываю бандита, взламываю его компьютер и нахожу там адрес расположения тайника”) — игра не будет интересной, в ней не будет вызова. К тому же, тогда и Ведущий сможет сказать “Бандит выпутывается из верёвок и бьёт тебя по голове сзади, пока ты возишься с компьютером”. Подобные ситуации (выяснение того, удалось ли какое-то действие, и того, у кого оно получилось лучше) называются “разрешением конфликтов”.

Несмотря на то, что правил настольных ролевых игр существует великое множество, для них для всех можно вывести общий принцип. Он называется “механика”. В механике каждой игры и заключается её техническая составляющая.

Представьте себе среднестатистического персонажа. Как и большинство людей, для достижения успеха он использует свои физические и умственные способности. Возьмём для примера силу, ловкость и интеллект (стоит отметить, что в разных системах правил этих способностей может быть больше и они могут иначе называться). Каждая из этих способностей обозначается каким-то числом, выражающим степень её развития (это число определяется в процессе создания персонажа — общий смысл таков, что какие-то из способностей будут выше остальных (например, персонаж умён, но слаб) или все будут иметь усреднённые значения (так что персонаж нигде не будет иметь особых уязвимостей, но и звёзд с неба хватать не сможет).

Чем выше значение — тем выше вероятность того, что действие удастся. Однако, так как ситуации бывают разные и даже у самых умелых людей иногда случаются неудачи, в игру вносится элемент случайности в виде игральных костей. Таким образом, значение способности не является определяющим фактором успеха, а лишь повышает вероятность этого самого успеха.

Представим себе, что у нашего спецназовца из примера следующие характеристики:
Интеллект: 2
Ловкость: 3
Сила: 3
Получается что, не будучи человеком глупым (тогда Интеллект был бы равен 1), он в большей степени полагается всё-таки на свои физические способности. Вот как это проявится в игре:
В: Мужчина у стойки разворачивается в вашу сторону и угрожает пистолетом, требуя, чтобы вы встали на колени и подняли руки вверх.
И1: Всё-таки это бандит. Мне кажется, что, если мы подчинимся его требованиям, он нас или ограбит, или вообще — убьёт, как свидетелей. Я хочу оценить ситуацию — насколько далеко я от бандита?
В: Кафе небольшое, поэтому ты можешь попытаться добраться до него хорошим прыжком. Но учти что, если он будет стрелять, — сможет попасть в твою спутницу.
И1: Учту. Я отталкиваю её за ближайший столик и пытаюсь допрыгнуть до бандита, чтобы выбить пистолет.
В: Хорошо. Для того, чтобы преодолеть такое расстояние, тебе надо побить определённую сложность (сложность выражается в цифрах и прописана в правилах). Для данной задачи эта сложность: 7.
И1 кидает кубик. В данном примере мы рассмотрим привычный, шестигранный — однако используются и специальные кубики с большим и меньшим количеством граней. На кубике выпадает 4. Вместе с силой спецназовца (а задача совершить прыжок с места на длинную дистанцию — это, несомненно, вопрос силы) получается как раз 7 — задача выполнена!
В: Да, ты допрыгнул до бандита. Однако он был наготове, поэтому он стреляет в тебя из пистолета!
Теперь уже кубик кидают и ведущий (на попадание), и И1 (на возможность увернуться). У ведущего выпадает 3. Вместе с ловкостью бандита (2) получается 5. У И1 выпадает 4 но, вместе с его ловкостью, получается 7. Финальный результат игрока (и его персонажа) выше чем у ведущего (и бандита) — так что бандит промахивается и пуля попадает в стену.
В: Бандит промахнулся! Теперь, пока он не выстрелил во второй раз, ты можешь попытаться его обезвредить.
Дальнейшие действия, связанные с разрешением конфликта, точно так же будут связаны с необходимостью проверок успешности различных действий.
Как уже было сказано — характеристик, умений и прочих параметров в играх гораздо больше. Однако, общий принцип их осуществления, как правило, именно такой, как в приведённом примере.

Важно не только уметь отыграть поведение своего персонажа, но и правильно выбрать, какие его способности будут лучше развиты, чтобы соответствовать выбранному образу. Кроме того, важно уметь оценить в игре его шансы на то или иное действие — далеко не всё может получиться! Это придаёт игре азарт и эмоциональный накал, составляющие львиную долю интереса в настольных ролевых играх.

Происходящее за игровым столом не ограничивается киданием кубиков. Возможность решать головоломки, вести дискуссии между игроками, придумывать какие-то оригинальные ходы — всё это значительно отличает “живые” игры от компьютерных — где, в большинстве случаев, игрок действует в строго ограниченных рамках, общаясь с доступными неигровыми персонажами определённым количеством фраз.

настольные ролевые игры

Кто в это играет?

Очень часто слово “игры” наводит на мысль о том, что развлечение это — сугубо детское. На самом деле, это не так. Аудитория каждой конкретной игры зависит исключительно от того, на кого её рассчитал ведущий. Это может быть весёлое приключение для школьников, кровавый триллер для любителей пощекотать себе нервы или детективная головоломка в викторианском антураже — для тех, кто любит историю и красивые декорации.

Нет ограничений и по статусу или образу жизни — настольными ролевыми играми увлекаются и руководители крупных предприятий, и студенты, и классические “менеджеры среднего звена” и кто угодно ещё, кому интересно общение с людьми и новые, необычные способы досуга.

Может показаться что на это требуется много времени — однако ничто не мешает вам играть тогда, когда у всех причастных выдался свободный вечер и желание собраться вместе. А если сюжет не удалось доиграть до конца — можно просто “сохраниться” и в следующий раз начать с места остановки.

«Почему я об этом ничего не знаю?»

Знаете! Может быть, не прямо, а косвенно, но очень многие сталкивались с играми, фильмами и книгами, основанными на правилах или сюжетах НРИ. Известный литературный сериал про Тёмного эльфа, ставшие бессмертной классикой компьютерные игры “Baldur`s Gate”, “Vampire: the Masquerade — Bloodlines” а также новые Shadowrun и Cyberpunk 2077, фэнтезийный фильм “Подземелье драконов” и даже карточная игра “Манчкин” — всё это, так или иначе, основано на богатой культуре настольных ролевых игр, которая пока ещё не так сильно развита в России.

В заключение хотелось бы отметить один простой факт: настольные ролевые игры в жизни гораздо интереснее, чем их можно описать в любой, самой подробной статье. Разные жанры, миры и системы правил позволят любому желающему выбрать что-то по вкусу именно для себя — то, что будет отвечать его потребностям и интересам. Но для того, чтобы лучше узнать всё это, не стоит делать выводов только по многочисленным описаниям и отзывам. Лучше (и гораздо, гораздо интереснее) поиграть самостоятельно.

Если вы хотите посетить Ролекон и узнать больше о настольных ролевых играх, сделать это можно в разделе «Мероприятия» на сайте, или в нашей VK-группе.

Источник: http://rolecon.ru/whatisrp

Топ 10 лучших ролевых настольных игр

настольные ролевые игры

Ролевые настольные игры затягивают не хуже компьютерных. Среди них есть и настоящие «ископаемые», издаваемые уже несколько десятилетий, и новинки, покорившие игровой мир своим уникальным оформлением и механикой. Давайте рассмотрим ТОП 10 ролевых настольных игр по версии Tabletop Gaming.

Подземелья и Драконы (Dungeons & Dragons)

Легендарная игра, которая издается еще с семидесятых годов прошлого века. Получила множество переизданий и дополнений. Игроки всегда найдут здесь что-то новое.

В рамках игрового процесса всем, кроме одного игрока, предстоит выбрать собственных персонажей, навыки, классы и другие характеристики. Арбитру же уготовлена роль ведущего и летописца.

настольные ролевые игры

По мере выполнения квестов, которые раздает ведущий, персонажи становятся сильнее, получают новые артефакты и доспехи. Это позволяет им еще эффективнее бороться со злом, брать задания посложнее и с большей наградой.

Несмотря на то, что игра кажется несколько замысловатой, ее правила просты и понятны.

Может играть компания до 6 человек, а партия может затянуться до двух часов и более.

Cyberpunk

настольные ролевые игры

Впервые выпущенный в конце 80-х годов, в разгар популярности научно-фантастического поджанра, Cyberpunk был полон адреналина, связанного с напряженностью во время игры.

Игрок может выбрать среди разнообразных персонажей. Это хакеры, наемники и другие члены предложенного в игре будущего. Они способны дополнять свои умения передовыми технологиями. В игре происходит размытие линий между человеком и машиной.

Тем не менее, персонажи все также остаются уязвимыми, и именно с этими уязвимостями им и предстоит бороться в ходе игры. Есть несколько дополнений, которые переносят игроков в 2020 и 2030-е года соответственно. Да, когда-то эти года казались весьма далеким и туманным будущем.

Игра имеет возрастное ограничение — 18 лет, а партия играется до 3-х часов.

Фиаско (Fiasco)

настольные ролевые игры

Эта игра отличается тем, что не требует подготовки. Кроме того, все игроки равны — здесь нет ведущего.

Безвыходных ситуаций не бывает? Бросьте! Игра докажет вам обратное.

Итак, игрокам предстоит перевоплотиться в самых обычных людей, с непомерными амбициями и лишенных самоконтроля. Из-за этого они попадут в невероятные жизненные ситуации, из которых им придется искать выход. Игра может отличными приключением для тех, кто ищет острых впечатлений.

настольные ролевые игры

Принимать участие в игре может до 5 человек в возрасте от 14 лет. Партия, в среднем, играется около двух часов.

Приключения в Средиземье (Adventures in Middle-earth)

настольные ролевые игры

Для фанатов фэнтези и тех, кому нравятся приключения озорных хоббитов, эта игра станет отличным вариантом интеллектуально-развлекательного досуга. Изначально геймерам нужно будет определиться со своими персонажами и скилами. Возможно, вы захотите заключить альянс, чтобы добраться к своей цели быстрее и эффективнее.

настольные ролевые игры

События разворачиваются во времена, следующие после смерти дракона. Вам и другим участникам нужно будет помочь королю восстановить обескровленные долгой войной земли. Для этого выполняйте задания, описанные в книге.

Зов Ктулху (Call of Cthulhu)

настольные ролевые игры

Игра перенесет вас в мир страшных чудовищ, которыми переполнены работы Лафкрафта. Зов Ктулху — классическая настольная игра с картами. Несмотря на то, что игра дебютировала около 30 лет тому назад, она все еще остается популярной. Здесь много зависит от удачи, ведь, разгадывая ту или иную тайну часами и приложив максимум усилий, игроки все же могут проиграть.

В последнем седьмом издании исправлены многие проблемы более ранних версий, в частности, окружающие боевые действия, а также множество побочных эффектов и дополнений, доступных для поклонников. Благодаря переизданию, игра обрела новую жизнь и теперь снова покоряет столы игроков во всем мире.

настольные ролевые игры

Разгадайте тайны, используя собственные умению и навыки, чтобы выйти победителем из этого состязания.

Игра игроков от 14 лет. Партия может длится до получаса и более.

Numenera

настольные ролевые игры

Находясь на нашей Земле, но в отдаленном будущем, примерно через миллиард лет, игрокам нужно изучить местность и получать опыт. Он пригодится в будущих битвах с врагами.

Научно-фантастическое творчество Монте Кука может похвастаться увлекательной обстановкой и утонченным геймплеем. Персонажи игроков и их характеристики создаются с использованием простой системы: его нужно описать одним предложением. Определяется не только тип воина, но и навыки.

настольные ролевые игры

Далее игрок отправляется в Девятый мир, в котором ему предстоит искать артефакты, становится сильнее, выносливее и умнее от битвы к битве. В целом, игра увлекательная, почти не надоедает, одна есть некоторые неучтенные моменты. К примеру, ряд персонажей получается слабыми для противостояния другим героям, в то время как другие — практически неуязвимы. Главное — правильно выбрать себе героя и его скилы.

GURPS

настольные ролевые игры

Это универсальная система, посредством которой можно играть в любые настольные игры типа RolePlaying System. Здесь вы найдете гибкий свод правил для создания собственного персонажа.

Навыки героя определяются набором базовых признаков, преимуществ и недостатков, которые помогают добавить персонажам реализм и равновесие. К примеру, особенно умный персонаж может также иметь проблему с алкоголем, а сильный воин может оказаться беззащитным перед магией.

Для изучения правил и особенностей GURPS может потребовать немного больше усилий, чем для других игр. Но это отличное решение для тех людей, которые ищут нечто универсальное. Эта игра может отправить вас как в далекое будущее, так и в прошлое, как в любое время нашей реальности, так и в параллельный мир, полный чудовищ.

Pathfinder

настольные ролевые игры

Основываясь на третьем издании Dungeons&Dragons (и, следовательно, будучи совместимым со многими его дополнениями), Pathfinder был первоначально разработан как преемник этой игры. Но настолка быстро проделала свой собственный путь, имея уникальный подход к созданию персонажа и прогрессии класса.

Игра отличается наличием нескольких отдельных эпизодов, которые можно проходит как все вместе, так и по отдельности. По мере прохождения миссий и компаний, колода умений каждого персонажа обновляется. Он становится сильнее, набирается новых навыков.

В каждом отдельном сценарии исходные данные отличаются. К примеру, имеются разные условия победы для разных локаций. Благодаря этому игра не наскучит, даже если играть в нее долго. На партию уходит около полутора часов, а одновременно принимать участие в ней может до 4 человек.

Игра постоянно получает обновления и дополнения, а благодаря совместимости с некоторыми эпизодами Dungeons&Dragons, в нее можно играть месяцами.

Shadowrun

настольные ролевые игры

Благодаря высокой степени проработанности мира, игроки оказываются на перепутье множества сценариев. Игра позволяет как осуществлять сложные социальные взаимодействия, так и просто воевать на выживание.

Есть набор уникальных навыков и качеств, с которыми нужно определиться изначально. Несмотря на то, что игре около 30 лет, она все еще популярна. В Shadowrun сплетены фэнтези и киберпанк, что делает игру привлекательной для широкого круга геймеров. Обеспечивает глубокое погружение в предложенный вымышленный мир.

Вампир

Перевернув типичные представления о настольных RPG, игроки Vampire являются монстрами, олицетворяющими нежить. Они перемещены в мир с атмосферой World of Darkness, используемой в качестве фона для RPG.

настольные ролевые игры

В основе игры лежат другие классические существа из ужастиков, таких как Werewolf, Mummy, Demon и Wraith.

Эти игры помогают погрузиться в новые, совершенно неизведанные миры, примерив на себя роль совсем другой личности. Вам придется принимать сложные решения, выполнять замысловатые квесты и заключать выгодные с тактической точки зрения соглашения.

В мире настольных игр, пожалуй, именно RPG можно считать самыми востребованными и не спроста, ведь они затягивают в игровой процесс с первой минуты.

В какие из этих настолок вы играли, а какие хотели бы попробовать? Пишите в комментариях.

Источник: http://hype.tech/@id184/top-10-luchshih-rolevyh-nastolnyh-igr-eo51cqxn

Настольные игры: ролевые игры погружают участников в сюжеты фантастических миров

настольные ролевые игры

Настольные ролевые игры, подобно Карточным Коллекционным Играм, строятся на определенных сюжетах из фэнтези-миров. Встречаются и игры, взявшие за сюжет постапокалиптический мир, а также описывающие миры роботов. Но по своей сути это все то же фэнтези.

В настольных или напольных ролевых играх минимально задействуется разный антураж, но зато активно — дайсы. Самая знаменитая игра Dungeons and Dragons, вышедшая еще в 1974 году. В сущности, все остальные при всем свое разнообразии, в какой то мере до сих пор лишь копируют D&D.

Ролевые Иры живого действия предполагают личное участие в том или ином процессе, а настольные ролевые игры в этом плане предлагают связь с сеттингом (игровым миром) только через гейм-мастера. Он один имеет право дать характеристику той или иной ситуации, в которой оказались игроки. Также только он оценивает результат действий игрока.

Настольная игра очень хороша в том плане, что в ней вам позволено практически все. Любые сверхъестественные возможности вашего игрового мира в игре воплотить очень легко. А о морали персонажа и грани его поведения может рассказать только внутренний закон мира, в котором игрок находится, да его место в этом мире.

Единственный минус – что партия (команда игроков), должна постоянно находиться вместе, иначе игра может затянуться до немыслимых временных масштабов.

Игра идет или словесно, когда гейм – мастер, все решает и комментирует сам, или по игровой системе, описанной и утвержденной определенными правилами этой системы. Тогда гейм-мастер принимает решение на основании этих правил.

Очень важны в игре кости, как генератор случайных чисел. Игроки свято верят в их волшебные возможности. Персонаж имеет свой лист, в котором описаны его характеристики, характер, снаряжение и личная история. Иногда используют и экран мастера, включающий в себя основные правила, различную описательную информацию и последовательность сцен.

Источник: http://depils.com/nastolnye-igry-rolevye-igry-pogruzhayut-uchastnikov-v-syuzhety-fantasticheskih-mirov/

Как просрать выходные #18: играть в настольные ролевые игры в плохой компании

настольные ролевые игры

Настольные ролевые игры — отличный способ провести с пользой, весельем и интересом как пару вечеров, так и целые выходные. К сожалению, про такой вид развлечений знают далеко не все. К еще большему сожалению, многие люди ничего не знают о настольных ролевых играх, а пользуются стереотипными представлениями об их любителях как о группке прыщавых задротов, которые сидят вокруг стола и фантазируют, что они прекрасные рыцари, которые убивают драконов. На деле, если утрировать и объяснять для ничего не ведающего человека, ролевые настольные игры — это смесь «Мафии», обычных настольных игр и компьютерных игр, за исключением одного факта: они появились ГОРАЗДО раньше всех этих трех явлений (хотя, говорят, в «Мафию» при советах играли). Первая настольная ролевая игра Dungeons&Dragons появилась в начале 1970 года, созданная буквально с нуля на основе военно-тактических игр с миниатюрами.

Создана она была классным и умным чуваком Гарри Гигаксом, который разработал не только правила, но и много чего еще, пошел в гору, стал известным писателем и кумиром многих и многих людей. Собственно, ролевые игры: компьютерные, настольные, полевые — появились как явление именно благодаря ему (даже за те, которые в постели, мы тоже должны сказать ему спасибо). Переизданная версия правил Dungeons&Dragons в 1977 году разошлась по миру тиражом в 8,5 миллионов копий. Подобное раньше удавалось только «Монополии». Явление стало пугающе популярным, и на него даже начали гонения религиозные организации. По правилам, мирам и вселенным игры создавались фильмы, комиксы и компьютерные игры. Игра переиздавались множество раз, на данный момент мир ждет пятую редакцию, но самой удачной автор считает версию 3,5, по которой играет большинство людей на планете. В этой статье я возьму ее за образец, потому что знаю ее лучше, чем World of Darkness, GURPS и прочие. И еще она классная.

Г. Гигакс был даже в «Футураме»

Что тебе понадобится для игры:

Что это вообще такое?

Как я уже писал выше, это настольная игра, в которой можно делать все, что душе угодно. Но если в настольной игре ты всего лишь пешка без личности, а в компьютерной — набор пикселей с численными характеристиками, то в ролевой игре ты персонаж с определенными чертами, характером, особенностями и умениями. Если в компьютерной игре тебе никогда не потребуется навык «готовка», потому что в большинстве игр персонажи не едят, в ролевой игре тебе он вполне может пригодиться, поскольку тебе нужно будет следить за тем, ест ли персонаж, выспался ли он и какое у него настроение.

Для начала игрок создает персонажа, которым он будет играть. В большинстве ролевых игр, особенно как раз в редакции Dungeons&Dragons 3,5, главная задача — достаточно реалистично смоделировать реальность фантастического и фэнтези-мира (а можно и реального, но с особенностями — почему бы и нет?). Персонаж — это как живой человек, у него тоже есть ряд особенностей: профессия (или несколько), мировоззрение (не просто добрый, нейтральный и злой, а еще куча дополнительных градаций), личностные качества, физические качества, умения и знания. Все особенности персонажа выражаются числовыми характеристиками, которые вполне можно перенести на реальную жизнь, чтобы понять, «много» это или «мало». В Dungeons&Dragons 3,5 есть шесть основных характеристик: сила, ловкость, интеллект, мудрость, телосложение и харизма. Как определить эти характеристики? Нужно кидать кубики, чтобы понять, какими характеристиками наградила судьба твоего героя. Кубики для настольных игр могут перевернуть представление любого человека о кубиках вообще, потому что в наборе есть кубы от 2 граней (монетка) до сотни. Поскольку это многогранники, а не кубики, игроки называют их дайсами (от английского dice — игральные кости).

Весь процесс игры представляет собой обмен репликами между мастером и игроками. Игроки заявляют любое (здесь полная свобода!) действие, мастер оценивает, насколько оно имеет право на жизнь, придумывает историю, отыгрывает неигровых персонажей, придумывает им реплики и изобретает любые способы, чтобы игрокам было интересно играть. Хороший талантливый мастер может придумать с нуля красочную историю с кучей интересных поворотов сюжета, интересные ситуации и сложных, но не слишком, врагов. Хорошая компания игроков, которые успешно отыгрывают свои роли, может скрасить вечер таким образом, что ты не заметишь, как прошло восемь часов! Задача мастера — придумать серьезное испытание и хороший сюжет, задача игроков — отыграть характеры своих персонажей, пройти все испытания, получить удовольствие и не умереть (в игре, конечно).

Как можно это все испортить?

Как и любое хорошее препровождение времени, настольную ролевку можно легко испортить. Каким образом? Я тебе расскажу.

Своеобразный контингент с психическими нарушениями

В ролевые игры играют разные люди. Обычно это хобби: поиграл, поприкалывался, изображая сурового варвара, решил сложные задачи мастера и вернулся к своей обычной рутине, хорошо проведя время на выходных. Но хуже всего, когда ты попадаешь в компанию игроков, которые буквально живут в придуманных мирах. Это немного пугает. В начале 90-х существовало своеобразное движение толкинистов, которые на полном серьезе считали себя эльфами, гномами и прочим фэнтези-сбродом. Эти ребята практически из одной оперы. Для них ролевые игры — способ уйти от реальности, в которой их ожидает только некрасивая женщина, редкие заработки и отсутствие перспектив. Все, что у них есть — выдуманная реальность, к которой они относятся… болезненно. Такие ребята порядком портят имидж обычного хобби, которое ничем не отличается от покатушек на велике или изготовлению мебели. Очень часто они считают неролевиков темными, скучными, унылыми и ничтожными людишками — так поступают все те, которые считают свое хобби элитарным. Играть с такими ребятами как-то неловко. Они странные!

Малолетки

Если малолетки открывают книжки правил любой нормальной ролевой игры, они испытывают примерно то же, что и глупенькая одухотворенная девушка, открывающая книжку Юнга, Шопенгауэра или Фейербаха. Сама книжка большая и полновесная, что уже само по себе пугает, а обилие на самом деле простой математики, частных случаев и прочей ерунды, которая при желании легко запоминается, заставляет школьников испытывать ужасную попаболь. В результате они придумывают свои системы, в которые невозможно нормально играть. Как человек с каким-никаким опытом, могу сказать с уверенностью: 90 процентов всех самопальных систем — полное говно. А знаешь почему? Потому что есть нормальные, придуманные профессионалами высокого класса системы, которые не только логичны, но и не допускают бессмысленных ошибок. Пример стандартной ошибки: невозможность совершить самое простое действие, если персонаж специально не тренировал этот навык, вкладывая в него очки характеристик. Грубо говоря, ты не можешь положить гранату, если ты никогда не вкладывал очки в навык «положить гранату». Бред, короче! Школьники, либо книжки читайте, либо валите отсюда!

Мастер козел

От мастера зависит то, как будет идти игра. На самом деле быть им непросто. Если ты захочешь организовать игру, чтобы порадовать своих друзей, у тебя, во-первых, должны быть базовые организаторские навыки. Во-вторых, ты должен хорошо знать правила игр, частные случаи и некоторые особенности. В-третьих, тебе нужно придумать историю, но это не так уж и страшно, ведь профессиональные писатели пишут модули на игры, где подробно расписана история, все ситуации, характеристики неигровых персонажей, реплики и все частные случаи, которые могут произойти с игроками во время истории. Некоторые модули, если честно, очень интересно читать как литературные произведения. Последнее, что нужно знать: не стесняться отыгрывать разных персонажей. На жизненном пути компании героев (или злодеев) встретился мудрый старик, куртизанка, странный робот или хитрый эльф-цыган? Попробуй отыграть его как можно более похоже, не стесняйся, на деле это весело. Хороших мастеров игроки настолько любят, что при мне был случай, когда одному очень хорошему мастеру и интересному человеку оплатили дорогу из другого города и проживание, чтобы он только приехал и всех поводил.

Если мастер козел — пиши пропало. Этот чувак может жизнь положить на то, чтобы самореализоваться за счет унижения несчастных игроков, ставя их в безвыходные ситуации, убивая и всячески глумясь. Этот человек делает все, чтобы ему было интересно играть, выливая на игроков ушат своих комплексов. Иногда он не знает правил, а игрокам приходится объяснять ему самые банальные ситуации. Такой мастер любит все запрещать и не давать игрокам продохнуть, то помещая их на рельсы сюжета, то не давая им какой-то сюжетной линии. Другое дело, когда мастер — унылый, а его игра представляет собой бесконечные бои без возможностей поговорить с неигровыми персонажами мира.

Неудачные игроки

Хорошие игроки могут вытянуть самый скучный сюжет и выйти из любой ситуации победителями. Они могут порадовать окружающих оригинальными решениями, отличными характерами, классными шутками и умением быстро реагировать на происходящее. Чуваки, которые отлично отыгрывают свои роли, тоже очень радуют как друг друга, так и мастера.

Но хуже всего, если игроки неудачные. Если кто-то не знает правил — это одно, но если кто-то не знает самых банальных основ, это жопа, товарищи! Иногда кто-то приводит на игру свою девушку или парня, который не в теме, и они все равно пытаются играть. Этот чувак сидит в углу, с удивлением смотрит на все происходящее или ковыряется в телефоне. Когда приходит его очередь ходить, он с удивлением осматривает игроков или поле боя, а потом пытается вникнуть в процесс. Но иногда новички очень удачно вписываются в игру.

Есть люди, которые отыгрывают свои роли плохо или вообще не отыгрывают. «Я бью вот этого воина» или «Я лечу вот этого союзника» — вот приблизительный набор реплик, которые от него можно услышать. Играть с ними скучно, ведь они просто хотят компьютерную игру, но без компьютеров.

Манчкины, наверное, худшие люди, которые могут встретиться тебе в игре. Эти ребята хотят обмануть систему, обмануть правила, выигрывать всех вокруг с огромным счетом и делать из своего персонажа машину для убийств. Они не играют для удовольствия, они играют для того, чтобы показать всем, что они лучшие. А в этой игре нет подсчетов, потому что она командная.

В заключение добавлю: поначалу я думал, что ролевые настольные игры — это полная бредятина. Сидят взрослые люди вокруг стола, рисуют карты, кидают кубики, передвигают фигурки, спорят, пытаются обмануть мастера, решить разные ситуации. Ты постоянно слышишь что-то типа «Я ломаю эту дверь плечом», а другой чувак отвечает ему «Кидай кубики, но у тебя повышенная сложность, потому что тебе недавно повредили плечо» и думаешь, что это какая-то неправильная фигня, потому что в этой комнате нет двери, которую кто-то будет выламывать, а есть группа людей, которые заявляют действия. Но стоит начать включить фантазию, и ты понимаешь, что это то же самое, что читать книжки и играть в разные игры, хорошее коллективное хобби, которое при наличии нормального коллектива игроков может сделать твои выходные, а при наличии плохих — просрать их так, что больше возвращаться к настолкам не будет никакого желания.

Источник: http://brodude.ru/kak-prosrat-vyxodnye-18-igrat-v-nastolnye-rolevye-igry-v-ploxoj-kompanii/

ТОП-10 настольных ролевых игр

Настольные ролевые игры — это целая самостоятельная вселенная со своими законами и большими хитами, которые прочно закрепились в массовой культуре. Мы решили разобраться в теме и при поддержке фестиваля «Ролекон» отобрали 10 НРИ — заслуженную классику и многообещающих новичков.

У каждой игры помечено наличие русских изданий и примерный уровень сложности: какие-то проще для входа совсем неподготовленных к подобным играм новичкам, какие-то требуют уже уверенного приключенца. Но в любом случае все эти НРИ по-своему интересны. Кстати, найти партию на одну из них в Москве можно в клубе «Локация«. Если знаете про хорошие места для ролевых игр у вас городе — пишите в комментариях.

Savage Worlds: Дневник авантюриста

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Авторы игры исходили из принципа «Быстро! Весело! Брутально!» — то есть правила должны быть как можно проще, вхождение в игру быстрым, а сам процесс — максимально динамичным и веселым. И у них это получилось! Из особенностей правил стоит отметить, что игроки контролируют не только своих персонажей, но и союзников.

Savage Worlds не привязан к какой-то конкретной вселенной. Игроки, и в первую очередь мастер, сами выбирают жанр и сеттинг своей игры, что открывает широчайшие перспективы. Впрочем, название — «Дневник авантюриста» — намекает на, прежде всего, авантюрно-приключенческий стиль в духе XIX-XX вв.: ковбои и индейцы, альтернативная Вторая мировая, лавкрафтиана, стимпанк, но также фэнтези и киберпанк. В общем и целом, это pulp-жанр. Есть уже готовые миры и кампании: морозное фэнтези Hellfrost, мистический Дикий Запад Deadlands или Россия времён гражданской войны «Красная земля», созданный российскими разработчиками.

Собственно для игры, кроме правил, вам потребуется набор игральных костей от D4 до D12, колода карт для покера, ну, и друзья, конечно! В продаже, в том числе на русском, можно найти уже готовые приключения разных жанров, а опытные авантюристы могут сочинять свои истории.

«Отойдите, слабаки. Я сам убью его»

Mouse Guard

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Mouse Guard или «Мышиная стража» — относительно молодая ролевая игра. Она основана на серии графических романов Дэвида Питерсена, один из которых совсем недавно вышел на русском языке стараниями Jellyfish Jam.

Мир Mouse Guard очень похож на наше средневековье за тем исключением, что вместо людей его населяют разумные мыши, которые куют доспехи и оружие, строят замки, создают секретные организации и борются против хищников — котов, птиц и хорьков.

В НРИ Mouse Guard все персонажи помимо параметров имеют Убеждения, Цели и Инстинкты, которые определяют в идеальном случае их поведение. Мастер игры ставит перед персонажами задачи, который они должны выполнить, кидая D6 на препятствиях. Зато во второй фазе, игроки сами решают что им делать.

В конце января запустилась кампания на CrowdRepublic для издания на русском коробочной версии ролевой игры Mouse Guard, а Ролекон посетил автор перевода и рассказал подробнее о ней и своей работе.

Мир «Мышиной стражи«

Pathfinder

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

Pathfinder — ролевая игра, берущая свое начало в правилах D&D 3,5 и пытающаяся исправить ошибки этой редакции. Многие классы и расы перекочевали оттуда, хотя и своих очень много. Кроме того, заявлена обратная совместимость. Так что, если вы знакомы с D&D, то вхождение в Pathfinder для вас будет проще и сможете использовать старые приключения в обновленной игре. Очень быстро Pathfinder стал достаточно популярным, чтобы оттеснить своего предка, чего не случалось с начала 70-ых.

Действие происходит в фэнтези мире Голарионе, где обитают классические для жанра существа: эльфы, гномы, орки, нежить, а игрокам предлагается стать партией приключенцев — магом, воином, плутом, варваром, чтобы отправиться на поиски славы и сокровищ. Помимо собственно игроков потребуется и мастер, который будет вести игру и отвечать за монстров.

Pathfinder отличается хорошей поддержкой от разработчиков, постоянно выходят новые сюжеты, а благодаря Pathfinder Society, официальному сообществу, которые выполняет специальные задания, можно влиять на глобальный мир игры. Кроме того, по системе вышла официальная компьютерная игра «Pathfinder: Kingmaker», собравшая неплохие отзывы.

«Ну, конечно же, я умею плавать! Какая еще кислота?!…»

Dungeons & Dragons

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

Конечно, в этом ТОПе не могло обойтись без дедушки всех НРИ, самого известной и прославленного представителя этого вида развлечений — «Подземелий и драконов». Dungeons & Dragons — игра в стиле фэнтези, самая популярная и прошедшая через много редакций и воплощений. В отличие от многих других НРИ, во вселенной Dungeons & Dragons сосуществует несколько миров (известных широкой публике по компьютерным играм, типа Neverwinter Nights), так что всегда есть что выбрать себе по вкусу.

Игроки сами создают себе персонажей, наделяя их биографиями, умениями и особенностями, которые напрямую будут влиять на игру. В качестве фактора случайности, для проверки успешности применения навыков и вероятности событий используется D20. Актуальная на данный момент пятая редакция считается более-менее классической и предоставляет много возможностей для разностороннего отыгрыша роли, а не только боевой части. Конечно, вам потребуется и хороший Мастер игры, куда же безе него?

С учетом возврата интереса к 80-ым, можно сказать, что D&D сейчас в тренде — не зря же именно в нее играли герои «The Stranger Things».

«Эй, дракон! Своим присутствием ты оскверняешь этот хра…»

Стартер D&D 5 на русском

Star Trek: Adventures

Уровень сложности: один-два эльфа из трех
Русское издание: есть

Игра позволит оказаться на борту кораблей Звездного флота и пережить приключение в популярном научно-фантастическом сеттинге. Все ваши любимые расы, планеты и ситуации из сериала Star Trek, конечно, тут как тут, а если вы настоящий треккер, то оцените возможность оказаться на палубе звездолета. Главное, не одевайте красную униформу.

В основе НРИ интуитивно понятная система 2D20, и помимо разговорной части в «Звездном Пути: Приключениях» есть и две боевые составляющие: наземные сражения на карте с помощью токенов (или миниатюр) и космические бои, в которых игроки управляют целыми истребителями и экипажами. Ведущему доступны как готовые сценарии, так и инструменты для создания своих историй.

Есть набор с упрощенными правилами для новичков, и есть полноценная книга правил с большей детализацией (на русском выйдет позже), но обе обещают достаточную глубину и степень погружения в мир игры.

Гид по федерации Star Trek

World of Darkness: Vampire: The Masquerade

Уровень сложности: два бледных эльфа из трех
Русское издание: идет печать

Многие знакомы с «Миром тьмы» по двум популярным видеоиграм, к которым уже скоро добавится третья часть. Эта вселенная, похожа на нашу, с той лишь разницей, что в тени общества притаились вампиры. Они опутали своей сетью правительства и корпорации, культуру и искусство, но свой мир безысходности, отчаяния и жестокости предпочитают держать в секрете, поддерживая Маскарад, свод правил, чтобы оставаться незаметными для людей.

НРИ предлагает редкий случай сыграть за «другую сторону», тех, кого обычно игроки с удовольствием крошат в капусту. В Vampire: The Masquerade можно присоединиться к одному из вампирских кланов, отличающихся своими сильными и слабыми игровыми сторонами. В приоритете отыгрыш роли и атмосферность, можно даже не использовать кубики, так что НРИ отлично подойдет новичкам. А роль мастера особенно важна.

И кстати, это игра в игре: помимо того, что игрок изображает вампира, так еще и вампиру нужно изображать обычного человека, чтобы «не спалиться» (в том числе и буквально: ну, знаете, солнечный свет там и все такое).

«Смешиваю все зелья и выпиваю…»

Уровень сложности: два эльфа в прыжке из трех
Русское издание: есть

FATE — дитя краудфандинга, ролевая система без привязки к конкретному сеттингу. Многие элементы, например, список навыков, детали магической системы, отдаются на решение Ведущему. На текущий момент вышло уже четыре редакции.

Особенность FATE — это аспекты, т.е. некие описательные характеристики персонажей, который заменяют привычные параметры и либо выступают как бонусы, либо как проблемы. Такой подход позволяет лучше отыгрывать роль и влиять на сюжет. Например, аспект «с великой силой приходит великая ответственность» емко описывает как преимущества, так и уязвимости персонажа. Хотя здесь достаточно таблиц и «математики», игра все же в значительно степени рассчитана на сторителлинг.

Для игры требуются особые шестигранные кубики с плюсами, минусами и пустыми сторонами на них. В целом, правила игры достаточно просты для изначального ознакомления, но потребуют серьезного погружения, как от игроков, так и от Ведущего, которому предстоит сочинять истории.

«Дергаю за все рычаги. Какой-нибудь, да сработает…»

Tales from the Loop

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: нет (в планах)

Если D&D сегодня — это просто отсылка к 80-ым, то ролевая игра Tales from the Loop — это неприкрытая беззастенчивая ностальгия по тем временам. Игра совсем новая, только в прошлом году прошла кампания на Kickstarter, и игроки лишь недавно начали погружаться в мир альтернативных 80-ых.

Любопытно хотя бы то, что игра основана на иллюстрациях Саймона Сталенхага, работы которого вы, наверняка, видели в сети: холодные пейзажи обычных пригородов Швеции, но с роботами, антигравитационными технологиями и чем-то совершенно чужим.

Другой особенностью НРИ является то, что игроки возьмут под свой контроль не эпичных героев, а детей и подростков 10-15 лет, разгадывающих тайны своего городка и одновременно живущих обычной жизнь. Тут даже нет сражений, а вместо них проблемы и их преодоление (или неудача, которая может подавить героя). При этом и сцены быта нужно также отыгрывать.

В целом правила очень просты, в игру легко войти, она неконфликтна, а сценарии не предполагают особо длинных сессий или кампаний. Но достаточно нишевая, и не каждому подойдет.

«Откуда здесь взяться гидравлическому прессу. …»

Обзор артбука «Байки из Петли«

Starfinder

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

В основе Starfinder лежит механика Pathfinder, и ареной действия выступает тот же мир, хотя и несколько тысяч лет спустя. Но это полностью самостоятельная и оригинальная игра в жанре научно-популярной фантастики, которая вышла в августе этого года.

Вместо магов и варваров в Starfinder техномансеры и оперативники, троллей и драконов заменяют инопланетяне, а герои могут проводить на себе киберулучшения. А самое главное, игроки могут строить и модифицировать космические корабли. Система предлагает отдельную механику для битв в космосе с миниатюрами на гексагональном поле.

Starfinder ориентирован на исследования и открытия новых миров и предлагает нечто в стиле «Звездных войн», но с большим уклоном в магию и неоднозначностью добра и зла. Благодаря новизне игры, ее сообщество еще только начинает складываться, и у вас есть шанс стать его активным участником.

«У меня нехорошее предчувствие…»

Shadowrun

Уровень сложности: один киберэльф из трех
Русское издание: нет (в планах)

Поклонники «Джонни Мнемоника» и Deus Ex найдут в игре немало знакомого: полноценное киберпанковское будущее со всесильными корпорациями, хакерами, роботами и биотехом. Но одновременно это и яркое городское фэнтези. В результате Необъяснимого Генетического Проявления часть людей превратилась в стабильные формы мутантов, подозрительно знакомых как эльфы, гномы. орки и прочие.

Игроки возьмут на себя роль шедоураннеров, специалистов, которые выполняют задания мегакорпораций: диверсии, саботжа, похищение информации и активов, разведка, уничтожение персонала конкурентов. При этом корпорации не готовы ставить себя под удар, и шедоураннеры фактически действуют в нелегальном поле без всякого прикрытия со спины. Зато они, в отличмие от граждан, не имеют идентификационных номеров.

Система на основе шестгранного куба завязана на умениях, а не классах, хотя есть архетипы, которые позволяют новичкам быстро собрать себе героя. Действия имеют сложность и порог, который надо преодолеть с помощью кубов и модификаторов: чем больше 5-6, тем лучше, а за единички случаются «глюки».

«Что значит «вся комната детектируется как ловушка»?»

Источник: http://geekster.ru/top10/top-7-nastolnyh-rolevyh-igr/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *