Ролевые системы в настольных играх — настольные игры ролевые

16.02.2020

Также, многие системы предлагают готовые приключения в виде отдельных книг или сборников. Зачастую там же можно найти уже готовых персонажей для игроков. Это вполне себе неплохой вариант для начинающих Мастеров — можно обзавестись таким приключением и просто вести игру «по книжке». А поднабравшись опыта и поняв, как строится логика настольных ролевых историй, уже можно переходить к созданию собственных миров и приключений, полных авторских сюжетных поворотов, персонажей и тайн.

Ролевые системы в настольных играх. Что такое настольные ролевые игры

Хочу сразу попросить прощения у тех читателей, которым все нижеследующее известно и кажется малоинтересным. Так же прошу прощения у всех, кому приведенные тезисы покажутся сомнительными, ультимативными и не берущими в расчет изрядную долю мнений. Я старался уловить суть, отбросив все, что может вызвать новые вопросы, вместо решения текущих.

В последнее время в энциклопедии Тесеры все чаще стали появляться настольные игры, относящиеся к стилю ролевых, или близкие к ним по геймплею. Для многих опытных игроков, настольные ролевые игры представляются очень затратным по времени хобби, которое с трудом вкладывается в современные рамки, и не может конкурировать с простыми, красочными и увлекательными настолками. Но так ли это?

За последние несколько лет, на интернет-ресурсах рунета, посвященных этому виду игр, можно наблюдать заметный прогресс в количестве новых игроков и качестве подхода к самой игре. То, что раньше немногочисленные любители скачивали из пиратских архивов и печатали на домашних принтерах, современный игрок предпочитает иметь в оригинальном виде, или по крайней мере в удобном электронном формате. Возможно немалую роль в этом сыграл тот факт, что поколение познакомившееся с ролевыми играми в начале двухтысячных годов, стало полностью платежеспособным. Возможно дело в доступности электронных средств международной торговли, или даже в простом желании не уступать западным коллегам. Наконец сами игры постепенно перешли в формат, который не ограничивается только текстовой частью. Что можно сказать уверенно: поменялись и игры и игроки.

Каков ролевик текущего поколения? Сравнив статистику активных пользователей главных интернет-ресурсов, легко выясняется его средний возраст — двадцать пять лет. Вопреки стереотипам он не кучкуется по половому признаку, и не ищет возможности почувствовать себя дивным эльфом. Он не выносит штампов, не разделяет любви к плохим переводам фантастической литературы, которые наполняли изголодавшуюся Россию в девяностые годы, и не сентиментален в отношении теплых ламповых игр тех лет. Он просто хочет играть в свое удовольствие, и старается по возможности выбирать лучшее.

А еще, немало людей заинтересовалось этим хобби после знакомства с популярными ныне настольными играми: ведь многим было интересно откуда растут щупальца Arkham Horror , что находится за пределами подземелий Descent: Journeys in the Dark , и наконец, почему в Манчкине такие странные приколы? А так как в ленте комментариев Тесеры тоже начали возникать подобные вопросы, я вижу необходимым рассказать о своем любимом хобби тем языком, который, надеюсь, будет понятен нашему сообществу:

Что же такое настольные ролевые игры, и с чем их принято есть?

Итак, в далеком 1973 году. Нет. Об этом вы сами прочитаете в компьютерных журналах и исторических обзорах. Я попробую пользоваться человеческой терминологией, и не буду вешать вам на уши восторженную чепуху. Все просто.

Что такое настольные ролевые игры? Это кооперативные настольные игры, в которых вы выбираете себе персонажа и действуете им в рамках правил. В отличие от простых кооперативных игр, вы не только используете возможности персонажа, прописанные на его карточке, но и стараетесь соблюдать поведение своего героя. А главное: вы должны описывать его действия и говорить от его имени с другими игроками! И они соответственно тоже.

Игра проходит в рамках сюжета, в котором герои постоянно сталкиваются с трудностями, которые должны решать. Это могут быть сражения или другие задачи: кража письма из сейфа лорда, починка космического корабля, переход по шаткому мосту над лавой и так далее. При этом правила позволяют регулировать любые спорные моменты.

Перед игрой, один из игроков не выбирает себе персонажа, а становится ведущим. Ведущий создает остальным проблемы, управляет противниками в сражениях и описывает все, что герои видят и слышат в процессе сюжета. При этом ведущий может как использовать покупной сюжетный модуль, так и придумать свой собственный, пользуясь специальными правилами.

Сражения разыгрываются на столе, обычно с помощью поля и миниатюрок. По масштабности многие из них можно приравнять к партии в полноценную настольную игру: например недавняя оборона дома от двух десятков оживших мертвецов заняла у нашей партии около трех часов. Разные правила предлагают разные способы кровопролитий. Так Savage Worlds позволяет быстро и элегантно обыгрывать ковбойскую перестрелку и сражения римских легионов, а Dungeons & Dragons вынуждает продумывать каждый шаг и хранить в голове огромное количество важной информации.

Многих, кто собирается познакомится с настольными ролевыми играми может отпугнуть объем правил. Самая популярная в мире игра этого вида — Dungeons & Dragons , включает три базовых книги с правилами (каждая на 300+ стр.) и десятки дополнительных изданий. На самом деле пугаться не стоит. Для полноценной игры в D&D вам потребуется прочитать пару десятков страниц из Книги Игрока (Player`s Handook), или приобрести стартовый набор . Все содержащиеся в книгах правила могут входить в игру при необходимости, а некоторые не пригодятся вам никогда. Например игроку не обязательно знать правила по падению с высоты, пока его персонаж не будет лететь из окна на встречу асфальту — тогда он просто найдет нужную формулу в оглавлении, и узнает какой кубик кинуть, чтоб помочь герою отделаться переломом. Кроме того, основной объем книг занимает информация для ведущего игрока, которую остальным знать не обязательно: например характеристики противников.

В последнее время наблюдается постепенное уменьшение объема правил, и возвращение настольных ролевых игр в область классических настолок. В текущей, четвертой редакции Dungeons & Dragons уже широко используются карточки и жетоны — играть без них просто неудобно. Игра активно поддерживает специальный электронный редактор, который позволяет за считанные минуты создать героя и распечатать его характеристики в виде карт, которые также можно приобрести отдельно в заводском качестве. Конечно, консервативные игроки сетуют на превращение любимой системы в CCG, но здесь имеет место не только незнание терминологии, но и страх перемен. D&D интегрированная в классическую настолку — это не только удобно, но и красиво, так что многие питают надежды на дальнейшие преобразования в будущих редакциях игры, которые позволят сократить объем книг, и увеличить скорость сражений.

Зачем в это играть? Дело в том, что настольные ролевые игры включают в себя сразу несколько хорошо знакомых читателям жанров, между которыми в любой момент можно переключаться в рамках одного сюжета. Они вмещают исследовательский азарт, красочные бои, решение загадок и совместное придумывание истории.

Например, чрезвычайно популярный сейчас Arkham Horror , впервые увидевший свет в 1987 году, выйдя из подвалов Chaosium Inc. — заимствовал показатели жизни и здравомыслия, характеристики, навыки и многое другое из классической ролевой игры тех же издателей — Call of Cthulhu . Большинство историй описанных на картах контактов пришли в игру не из произведений Лавкрафта, Чемберса, Дерлета, а из модулей ролевой игры. Но в отличие от Ужаса Аркхема, Call of Cthulhu позволяет разыгрывать сюжеты, не касающиеся закрытия врат, древних, города Аркхем и его окрестностей. Она дает возможность окунуться в безумный мир Мифов Ктулху, не ограничивая себя никакими рамками. Разные дополнения к правилам, позволяют играть как по эпохе бутлегеров, так и по современности, средневековью и даже мрачному будущему. А занятие можно найти где угодно: и в тайных нацистских лабораториях и в неведомом Кадате. Подземелья мифического Кремля скрывают не меньше ужасов, чем Университет Мискатоник. Кроме того, существует несколько современных игр, которые полностью соответствуют классике, предлагая при этом современную механику и увлекательный геймплей: Trail of Cthulhu , Realms of Cthulhu и проч.

Правила таких игр как Descent: Journeys in the Dark , Dungeonquest или Claustrophobia строятся именно на механике ролевых игр, но в ограниченном виде. Представьте, что вы сможете не только выбраться из подземелья, но и пойти куда глаза глядят в поисках приключений.

Наконец ни одна творческая storytelling-игра не способна предоставить такого масштаба и разнообразия. Жанров и разновидностей ролевых игр множество: от сюрреализма до космической одиссеи. Многие сеттинги знакомы любителям видеоигр: например World of Darkness (VtM: Bloodlines) или Forgotten Realms (Baldur»s Gate, Neverwinter Nights).

Стоит сказать, что разные компании игроков обычно выбирают свой собственный стиль. Часто выделяют две крайности:

Первая — когда игроки стараются максимально вжиться в роли своих героев и увлекаются созданием истории на столько, что ставят на второй план правила и характеристики. Бои могут разыгрываться не на столе, а в воображении, показатели игнорироваться или искажаться в угоду сюжету.

Вторая — когда игроки наоборот стараются успешно проходить задания, уделяя больше внимания сражениям, и почти игнорируя исполнение роли.

Обе позиции имеют право на существование, но большинство игроков стремится к золотой середине. И вопреки распространенному заблуждению, манчкины встречаются в любых компаниях.

Манчкинство (иногда манчкинизм или манчкиния) — это стремление игрока выиграть в ролевой игре. В зависимости от типа игры, это может включать в себя такие цели, как «стать самым главным», «убить всех монстров» или «стать самым сильным». Происхождение слова — от английского «Munchkin» — народ в сказках Фрэнка Баума о Стране Оз, у нас известный как «жевуны». RPG Wikia

Так вкратце можно изложить главное о настольных ролевых играх. Я намеренно умолчал про нарративные системы, не требующие ведущего и про соло-игры — это могло окончательно запутать читателя. Но каждый день появляются новые интересные варианты ролевых игр и жанр постоянно развивается. Хочется надеяться, что он получит развитие и в русскоязычном сообществе.

Энциклопедичный YouTube

Ролевая игра Pathfinder. Стартовый набор – пример игры

Настольная Ролевая Игра — TES: Страшные сказки

Круглый Стол — Настольные Ролевые Игры

Субтитры

Особенности

Существуют множество игровых систем. Среди западных наиболее известными являются Dungeons & Dragons , FUDGE , Fuzion , GURPS , Shadowrun, World of Darkness , использованные не только в настольных ролевых играх, но и в компьютерных играх или кинематографе. Помимо них, однако, существует множество других, например, западные Ars Magica , Cyberpunk , Pendragon, Warhammer Fantasy Roleplay, 7th Sea, Дневник Авантюриста , Фиаско и многие другие. Официальных переводов большинства западных ролевых систем на русский язык не существует, однако некоторые были переведены на официальной (Dungeons & Dragons , Дневник Авантюриста , Фиаско) или фанатской (например, 7th Sea или World of Darkness) основе.

Среди отечественных настольных ролевых игр можно назвать один из старейших русскоязычных ролевых проектов Эра Водолея , а также распространяющиеся в интернете на некоммерческой основе Мир Великого Дракона, Лавикандия, ТриМ.

RPG — Role Playing Game

Настольная ролевая игра — это вид настольной игры с минимальным использованием инвентаря и в то же время с активным использованием игромеханической модели (например, листов персонажей и игральных костей).

Первой коммерческой системой настольной ролевой игры была игра Dungeons and Dragons компании TSR, 1974 год (сейчас торговая марка и права на игру принадлежат компании Wizards of the Coast).

Dungeons & Dragons (Подземелья и драконы, сокращается до D&D или DnD) — настольная ролевая игра в стиле фэнтези, выпускаемая компанией Wizards of the Coast. Это не только первая, но и самая популярная система ролевых игр в мире, пережившая много переизданий и изменений.

По этой игре выпускаются и продаются миниатюры — они тоже принимают участие в настольной игре. Есть в продаже в Озоне.

Особенности ролевых настолок

В отличие от ролевых игр живого действия, в настольной игре единственным окном между игроками и миром (мир здесь называется сеттинг), в котором находятся персонажи, является мастер игры, который описывает игрокам ситуацию, в которой оказались их персонажи, и изменения ситуации в результате их действий.

Хорошо в этом то, что в настолке возможно практически всё. Персонажи могут использовать все возможности, которые предоставляет им игровой мир. В своих действиях они ограничены только моральными устоями своих персонажей и внутренними законами мироздания (физика мира), в котором они находятся.

Минус — это то, что команде персонажей игроков (партии, как её иногда называют) приходится держаться большую часть времени вместе, иначе действие игры (оно и так сильно растянуто во времени) рискует очень сильно затянуться и доиграть будет просто невозможно!

С такой игрой раскладываться лучше где-то на специальном столе, чтобы играть можно было несколько дней подряд.

Техника игры

Ролевая игра может идти как словесно, так и с использованием определённых правил игры.

При словесной игре чаще всего мастер сам решает, может ли персонаж сделать заявленное игроком действие, или нет, насколько его действия успешны и к каким приводят результатам.

Когда игра ведётся по некой игровой системе (то есть по правилам), большая часть возможностей описана правилами данной системы. В такой игре совершение или несовершение действия определяется Мастером в соответствии с правилом, формулой или таблицей, предусмотренной системой. Тут приходится сверяться, и иногда это занимает много времени, если Мастер не супер-асс в правилах.

Генераторы случайных чисел в игре определяют все случайные события, а также помогают вносить вариацию при использовании навыков персонажа. Благодаря этому игрок, персонаж которого имеет слабую характеристику, в результате удачного броска может совершить действие, которое не удалось бы выполнить другому игроку, персонаж которого имеет более развитую соответствующую характеристику, при плохом броске. Это уравнивает шансы на победу.

Чаще всего как генераторы случайных чисел используются комбинации игральных костей, но в некоторых системах используются колоды игральных карт или специальные фишки.

Часто в игре используется лист персонажа — лист, на котором игрок записывает характеристики, снаряжение и информацию о своём персонаже (в варгеймах это армлисты). Иногда используется экран мастера, на котором записаны основные правила, последовательность сцен и другая вспомогательная информация.

Шаблоны листов персонажей и экран мастера обычно прилагаются к игровой системе (везде они своего типа), но часто переделываются игроками и мастерами под свой вкус.

Игровой мир

Существует множество игровых миров для настольных ролевых игр.

Наибольшую известность среди них получили: Ravenloft, Dark Sun, Greyhawk, Forgotten Realms, Dragonlance, Al-Qadim, Planescape, Spelljammer.

Чаще всего это миры жанра фэнтези , но встречаются и миры пост-апокалиптического периода, и миры киберпанка (роботы). Некоторые из них ограничиваются небольшой территорией, а другие по масштабам не уступают реальному миру.

Игровые системы

Игровая система — это по своей сути свод правил, которых придерживаются участники игры.

Правила включают систему формирования персонажей, списки вещей, описания монстров, правила просчёта сражений и многое другое.

Существуют следующие знаменитые игровые системы:

и многие другие.

Домашние правила (home rule)

Соглашение о новом правиле, изменяющем или дополняющим игровую систему, используемую игроками и мастером, называют домашним правилом (хоумрулом — home rule). Часто комплект домашних правил полностью видоизменяет игровую систему, или даже сращивает две разные системы воедино.

Что это такое и как начать играть.

Про настольные ролевые игры слышал каждый, кто более-менее знаком с компьютерными RPG. Словосочетание Dungeons & Dragons так уж точно знакомо многим. Любители обычных настольных игр тоже могли что-то слышать от своих друзей или из разговоров за соседним столиком в игровом клубе или модных нынче антикафе.

Разбираемся, что из себя представляют настольные ролевые игры, чем отличаются от обычных настолок, и что нужно для того, чтобы начать в них играть.

Настольные ролевые игры (НРИ) берут своё начало в 70-х годах прошлого века. Именно тогда (Gary Gygax) вместе с группой единомышленников создал самую первую редакцию правил для — фэнтезийной ролевой игры, вдохновлённой работами Дж. Р.Р. Толкиена. С тех пор популярность НРИ неуклонно росла, и миру стало являться всё больше других ролевых настолок — с различными правилами, сеттингами и механиками.

Сама же Dungeons & Dragons (D&D) тоже не стояла на месте: для неё выходило бессчётное число дополнительных книг, а базовые правила пересматривались и перевыпускались в новых редакциях. Со временем, начиная с восьмидесятых годов, на основе механики D&D было выпущено огромное количество компьютерных игр. В большинстве своём, это были RPG, но встречались также квесты и даже beat’em up.

Сейчас самая свежая редакция правил D&D — пятая, известная также как D&D Next. Права на издание книг по ней принадлежат компании , известной многим по популярной ККИ Magic the Gathering.

Разумеется, никто не запрещает придумывать и свои собственные сеттинги. Вкупе с той свободой действий, которую по умолчанию предлагают настольные RPG, такие системы выводят их на новый уровень, предлагая свободу в выборе контекста и формы игрового повествования. В общем, если вы давно мечтали поиграть в постапокалиптический детектив, основанный на русском народном фольклоре с элементами киберпанка, то вам определённо стоит присмотреться к одной из универсальных систем.

В случае с жанрами всё зависит как от используемой системы, так и от навыка Гейммастера и его желания создать определённую атмосферу. Некоторые системы изначально заточены под определённые жанры. Например, практически вся механика Dungeons & Dragons строится вокруг сражений с монстрами — это, по сути, экшен в фэнтезийном сеттинге. — это в первую очередь детектив (неспроста в русском переводе она называется «Сыщик»). Numenera фокусируется на исследовании окружающего мира и разгадке его тайн. В Legend of the Five Rings большое внимание уделяется общению игроков между собой и NPC, а также соблюдению норм восточного этикета.

Тем не менее, это не значит, что используемый сеттинг накладывает на Мастера и игроков какие-либо ограничения. При желании, можно разыграть и отличный детектив, используя правила D&D. Или придумать такой насыщенный экшен в настольной Star Wars, что джедаям просто некогда будет выключить свои световые мечи.

Тут вопрос скорее в том, какие ожидания у Мастера и у игроков: главное — подобрать такой формат игры, который в конечном итоге будет интересен всем. Ну и иметь в виду, что ролевые системы, всё-таки, раскрывают себя во всей красе именно в тех жанрах, для которых они создавались.

Предполётная подготовка

Теперь, имея представление о том, что такое настольные ролевые игры и какие бывают системы и сеттинги, самое время определиться с тем, что нужно для начала игры.

Найдите единомышленников

В некоторые настольные игры можно играть в одиночку, но с настольными ролевыми играми, к сожалению, такой фокус не пройдёт. Тут важна компания — как с точки зрения создания кворума для комфортной игры, так и для создания правильной атмосферы за игровым столом. Практика показывает, что оптимальное количество игроков для практически любой игры — от трёх до пяти, плюс один Мастер. Большее количество приводит к созданию балагана и растягиванию игры (особенно во время пошаговых боёв), а меньшим числом играть попросту неинтересно — в конце концов, львиная доля веселья генерируется взаимодействием игроков и их персонажей друг с другом.

Если среди друзей не нашлось единомышленников — не беда. В крупных городах магазины настольных игр регулярно устраивают эвенты, на которых можно познакомиться с настольными RPG. Плюс таких мероприятий в том, что на них игры зачастую проводят достаточно опытные мастера. Если подобные мероприятия в вашем городе не проводятся, это тоже не повод расстраиваться. На помощь придут социальные сети: в группах, посвященных НРИ, обычно полно объявлений типа «Игроки ищут мастера» или «Мастер ищет игроков в группу».

Определитесь с сеттингом и системой

Как можно убедиться из текста выше, игровых систем огромное множество. Они покрывают практически все возможные сеттинги и жанры. Какие-то — более сложные в освоении, какие-то — полегче. Но для начала я бы порекомендовал остановиться на чём-то популярном: такие системы, как правило, гораздо более проработанные, да и найти более опытных игроков будет проще, если возникнет необходимость обратиться за советом или уточнить нюансы правил.

Отдельные пару слов стоит сказать о языках. Знание английского языка в данном случае снимает практически все барьеры в выборе системы для своих настольных игр. Но и тем, кто не читает по-английски, расстраиваться не стоит: книги правил по многим популярным системам переведены на русский язык — как официально, так и стараниями фанатов. В качестве примеров можно привести последние редакции D&D — они точно издавались , даже в печатном варианте. Savage Worlds известен в русской локализации как «Дневник Авантюриста». Warhammer 40000 Roleplay, Dungeon World, Fallout PnP также можно при желании найти в русскоязычном варианте, как и многие другие системы.

Есть и целые ролевые системы отечественного производства. Одна из самых известных — « », выпущенная в 2000 году и затем переизданная в 2011-м с обновлёнными правилами. До неё выходили и другие системы: например, « » в 1997 году, и « », вышедшая аж в 1990-м и считающаяся первой настольной ролевой игрой в СССР. Занимателен тот факт, что «Заколдованная Страна» была выпущена на основе польской версии правил оригинальной D&D, которая, в свою очередь, была переводом с английского. Двойной перевод породил очень много неточностей в правилах, и без того щедро разбавленных фантазией советских разработчиков, но итоговый продукт всё равно пользовался огромной популярностью.

Определитесь, кто в группе будет Гейммастером

В идеале, конечно, желательно, чтобы первые игры для вас провёл опытный Мастер — тот, кто давно знаком с НРИ и хорошо знает нюансы выбранной игровой системы. Но даже если такового среди вашего окружения не нашлось, не беда, просто номинируйте лучшего рассказчика или обладателя самого богатого воображения. У Мастера крайне важная роль — он не только направляет сюжет вашей истории, но и задаёт тон и атмосферу всей игры.

Тем не менее, даже если вы взяли эту роль на себя, отсутствие опыта не должно вас пугать. Линейная будет история или нелинейная, будете ли вы жёстко соблюдать правила или введёте в игровую систему свои собственные, наполните ли сюжет одними сражениями или сосредоточитесь на диалогах и расследованиях — нет единственно верного способа вести игру. Самый верный показатель — атмосфера и общее настроение вашей группы. Если всем за игровым столом весело, значит вы всё делаете правильно.

Изучите правила выбранной системы

Для этого нужно сначала раздобыть соответствующие руководства и книги. С этим проблем возникнуть не должно, в интернете можно найти всё: и платные электронные копии на сайтах издательств, и любительские локализации на фанатских форумах. Главный вопрос: что именно скачивать? Взять ту же самую Dungeons & Dragons: по каждой из редакций были выпущены десятки, если не сотни книг. Как в них разобраться?

Общее правило довольно простое: в каждой системе есть основная книга с правилами. Она может называться по-разному: Core Rulebook, Player’s Handbook и т.д. В ней должны быть собраны все основные правила, необходимые для понимания механики, создания персонажей и начала игры.

Зачастую там же есть отдельный раздел для Мастера, в котором могут быть собраны параметры монстров, нюансы механик, советы по созданию приключений для игроков и так далее. Иногда этот раздел выносят в виде отдельной книги, как, например, в D&D: там он существует в виде руководства под названием Dungeon Master’s Guide. Для первых игр базового руководства должно быть вполне достаточно, а затем уже можно расширять свой кругозор дополнительными материалами по выбранной системе.

Важный момент для начинающих игроков: для того, чтобы начать играть, вам вовсе не нужно читать книгу с правилами от корки до корки. А вот Мастеру важно понимать детали механик и игровой логики, поэтому ему проштудировать руководство всё же стоит. В дальнейшем, основные моменты он сможет объяснить по ходу игры устно.

В одной из компаний, в которых я уже на протяжении многих лет веду настольные ролевые игры, некоторые из игроков за всё это время ни разу не открыли мануал ни по одной системе. И это совершенно не мешает им полноценно участвовать в игровом процессе, полагаясь лишь на мои подсказки и помощь.

Также, многие системы предлагают готовые приключения в виде отдельных книг или сборников. Зачастую там же можно найти уже готовых персонажей для игроков. Это вполне себе неплохой вариант для начинающих Мастеров — можно обзавестись таким приключением и просто вести игру «по книжке». А поднабравшись опыта и поняв, как строится логика настольных ролевых историй, уже можно переходить к созданию собственных миров и приключений, полных авторских сюжетных поворотов, персонажей и тайн.

Обзаведитесь необходимым реквизитом

И здесь я в первую очередь имею в виду кубики, или, как их ещё принято называть, дайсы. Помимо них понадобится бумага и карандаши. Вот и весь минимально необходимый набор. На самом деле, даже без кубиков можно обойтись: на любой смартфон можно скачать бесплатное приложение с виртуальными дайсами, и тогда общий размер инвестиций в вашу НРИ сведётся к нулю.

Но я всё же настаиваю на том, чтобы использовались настоящие игровые кубики: с ними гораздо приятнее играть, и в их использовании есть особый шарм, присущий лишь настольным RPG. Количество и вид дайсов зависит от используемой системы, но для верности можно взять стандартный набор, состоящий из d4, d6, d8, d10, d12 и d20 — так вы обеспечите себя кубиками на все случаи жизни.

Ландшафт, карты и миниатюрки являются приятным дополнением, но для первых партий они совершенно необязательны. Позже, войдя во вкус и определившись с наиболее подходящим для вас сеттингом, можно задуматься о том, чтобы таким образом усилить визуальную составляющую ваших игр.

Говоря о реквизите, стоит также упомянуть, что на рынке настольных игр есть готовые «стартовые наборы», включающие в себя всё, чтобы начать играть в настольные RPG. В составе таких коробок находится всё самое необходимое: и кубики, и миниатюры (или их заменители), и листы персонажей, и книги с правилами, и несколько готовых приключений. Отличный вариант для начинающих игровых групп. Единственное, что стоит иметь в виду — зачастую в таких «наборах» игра предлагает урезанные или упрощённые правила относительно основной системы. Как старые, так и новые редакции D&D с подобными «коробками», есть на российском рынке в и Pathfinder.

Играйте!

Итак, у вас теперь есть необходимые знания и реквизит — самое время отправиться в своё первое настольное ролевое приключение. Запланируйте приличное количество времени, желательно целый вечер или как минимум несколько часов. Практика показывает, что настольные RPG — это далеко не то же самое, что быстренько разложить партию в «Каркассон». Если в руководствах или стартовых наборах нет готовых персонажей, будьте готовы к тому, что половину первой партии вы проведёте за их созданием. В этом нет ничего страшного, это тоже часть игрового процесса.

Почему я говорю «первой партии» — потому что интерактивные истории в настольных RPG редко заканчиваются за одну игровую сессию. Некоторые из них могут длиться месяцами, или даже годами, прямо как сериалы. В этом есть своя прелесть — каждые выходные смотреть, как развивается игровой сюжет, а персонажи набирают опыт и становятся всё более могущественными.

Кому-то такой формат не по душе, и они играют так называемые «ван-шоты» (one-shot) — короткие приключения, укладывающиеся в одну игровую сессию. Как и в других аспектах ролевых игр, здесь вы тоже вольны в своём выборе — играйте так, как вашей группе представляется наиболее комфортным.

В этом весь мир настольных ролевых игр: с одной стороны, они предлагают жёсткие правила ролевых систем, но с другой — никогда не навязывают их, и Мастер вместе с игроками могут их менять, подстраивая под свои нужды. Они могут предлагать вам готовые приключения, но вы всегда вольны создать свою собственную эпическую сагу, лихой экшен или мистический детектив.

Там, где обычные настольные игры дают вам готовый к употреблению продукт, настольные ролевые игры дают целый набор инструментов, с помощью которого вы сможете сами создать идеальную для вас игру.

Люди, которые в первый раз слышат про настольные ролевые игры (далее, для простоты — НРИ), по своей реакции делятся на две категории. Первые начинают смущённо улыбаться, представляя себе сугубо интимные развлечения, связанные с нарядами медсестёр, полицейских и прочих представителей важных для общества профессий, а так же с задействованием диковинных приспособлений, о которых распространяться не будем, дабы не отвлекать читателя от основной темы нашей статьи.

Ко второй категории относятся те, для кого “ролевики” — синоним слова “толкинисты”. Это представление вызывает ассоциации с “эльфами”, “гномами” и “гоблинами”, проводящими время в лесах и полях (на игровых полигонах) разыгрывающими сюжеты из книг Толкина, Сапковского и других писателей в жанре fantasy и поющими у костра песни, написанные по мотивам их произведений.

На самом деле, настольные ролевые игры — это совершенно самостоятельное хобби, не похожее ни на сексуальные игры с переодеванием, ни на то, чем занимаются толкинисты. Единственной общей характеристикой для всех этих трёх увлечений является возможность вжиться в роль избранного персонажа, воспроизведя некоторые его черты и особенности поведения. Ну и, конечно, удовольствие, которое получают участники всех этих, таких разных, ролевых игр)))

Как это выглядит?

Несмотря на некоторые отличия, игровой процесс очень похож на знакомые с детства большинству читателей обычные настольные игры вроде Монополии. Игроки точно так же сидят за столом, кидают кубики и периодически сверяются с правилами или отмечают что-то на специальных бланках.

Но здесь, в отличие от обычных настолок, основное действие разворачивается не на игровом поле или карте, а непосредственно в воображении самих игроков и, фактически, вокруг них. Всё это происходит с помощью ведущего, который описывает игрокам окружающий их мир, неигровых персонажей и происходящие события. Ведущим может быть любой из игровой компании, кто решил попробовать свои силы не только в участии в игре, но и в её создании.

Игроки, в свою очередь, реагируют на слова ведущего так, как отреагировал бы их персонаж, моделируя соответствующее поведение и поступки. Грубо говоря, если ваш персонаж — накачанный спецназовец, он будет общаться с уличными хулиганами совсем не так, как общался бы с ними, например, скрипач или сотрудница библиотеки. При этом, в иной ситуации (например при необходимости быстро найти какую-то труднодоступную информацию) сотрудница библиотеки будет чувствовать себя куда увереннее спецназовца.

Приведённый пример разъясняет нам значение слова “ролевые”. Каждый персонаж — это не только и не столько роль, которую берёт на себя игрок. Это ещё и та роль, которую он выполняет в игровой команде. Это может быть силовая поддержка, “мозг” команды, харизматичный болтун — и кто угодно ещё, чьи уникальные способности помогут остальным в достижении поставленных целей.

Детально описать этот процесс будет очень сложно — лучше всего один раз увидеть всё происходящее или даже поучаствовать в пробной игре. На Ролеконе, который рассчитан специально на то, чтобы дать новым людям возможность узнать больше про ролевые игры, можно принять участие в бесплатном вводном мастер-классе, в котором наглядно демонстрируются основные игровые ситуации.

Творческая составляющая игры

Вспомните любой прочитанный приключенческий роман. В нём есть герой (или несколько героев), их друзья и враги и все остальные персонажи, которые могут помогать, мешать или просто промелькнуть нейтральными, эпизодическими прохожими. Кроме того, в романе непременно описывается окружающий героя мир — будь то современный город, фантастическая планета или вовсе неведомые края, населённые странными существами.

В литературе всё это описывает один человек — автор. Он управляет действиями героев и злодеев, заставляя их совершать ошибки, достигать успехов и героически целоваться со спасёнными красавицами в финале.

В НРИ всё обстоит иначе: как уже было сказано, функции автора, связанные с описанием мира, антагонистов и нейтральных персонажей выполняет ведущий. А вот действия героев зависят исключительно от игроков!

Этот факт совершенно справедливым образом напоминает нам про компьютерные игры, где именно так всё и происходит. Вы управляете своим персонажем, путешествуя по миру созданному авторами игры и, в меру своих возможностей, справляетесь с поставленными проблемами. Однако, набор действий, доступных вашему персонажу, ограничен. Даже в самой современной и сложной компьютерной игре можно совершать только те действия и принимать те решения, возможность которых заложили создатели.

В настольной игре ничто не ограничивает вашу свободу. Ваш персонаж может сделать всё, что вы захотите. Нет больше никаких декораций: домов, в которые нельзя войти, деревьев, на которые нельзя залезть и прочего. Поведение вашего персонажа продиктовано только вашими решениями — поэтому именно вы определяете ход игры и, в конце концов, её финал.

Чтобы было понятнее, разыграем ситуацию “в лицах”. Представим себе троих играющих: Ведущего (В), Первого Игрока (И1) и Второго Игрока (И2).
Для начала, Ведущий описывает Игрокам текущую ситуацию:
В: “Итак, после целого дня, проведённого в дороге, вы заходите в придорожное кафе под вывеской “Золотой Шашлык”. Оно выглядит более прилично, чем многое из того, что вы встречали по пути, однако всё равно не дотягивает даже до самых скромных городских забегаловок. По асфальтовому пятачку перед входом бегают две собаки, вывеска покосилась, а чуть поодаль от помещения стоит обшарпанное помещение с буквами “М” и “Ж”. Из-за здания кафе поднимается густой дым. Судя по запаху, там жарят шашлык.»
В это описание ведущий может добавить любое количество деталей по вкусу (стоит учесть и предпочтения игроков) — описать цвет здания, решётки на окнах, марки машин, припаркованных на стоянке, и всё что угодно ещё.
И1 (пусть это будет тот самый спецназовец, описанный выше): “Ставлю машину на свободное место и говорю своей спутнице что вот здесь-то мы, наконец, поедим”.
И2 (сотрудница библиотеки): “Я сомневаюсь в том, что здесь можно нормально поесть, но, за неимением лучшего, возражать не буду. Заходим в кафе”.
В: Вы видите барную стойку, на которой стоит касса. За ней — молодая девушка с длинными волосами, стянутыми на затылке хвостом. За столиками никого нет, однако перед стойкой находится посетитель — мужчина, лет 35 — 40. Он недовольно смотрит на вас, но ничего не говорит. Девушка за кассой тихим голосом сообщает, что кафе закрыто.
И2: “Мне этот мужчина кажется подозрительным, я извиняюсь и собираюсь покинуть кафе”.
И1: “Мне он тоже кажется подозрительным, но уходить я не собираюсь. Я хочу разобраться, в чём дело”.
Здесь мы видим, как игрок строит линию поведения своего персонажа в зависимости от его образа и характера. Конечно же, спецназовец будет вести себя смелее девушки из библиотеки.

Техническая составляющая игры

Мы выяснили, каким образом осуществляется “ролевой” процесс в игре (обычно его называют “отыгрыш” — от фразы “отыгрывать роль”). Однако, часто перед игроками встаёт необходимость совершить конкретные действия, которые могут получиться, а могут и не получиться. Самый простой пример, знакомый многим по компьютерным играм, — это, конечно, бой с противником. Как попасть в противника из пистолета? Как увернуться от его выстрела? Или как, например, залезть на дерево? “Отыграть” эти моменты достаточно сложно — если каждый игрок будет просто озвучивать своё действие как свершившийся факт (“Я связываю бандита, взламываю его компьютер и нахожу там адрес расположения тайника”) — игра не будет интересной, в ней не будет вызова. К тому же, тогда и Ведущий сможет сказать “Бандит выпутывается из верёвок и бьёт тебя по голове сзади, пока ты возишься с компьютером”. Подобные ситуации (выяснение того, удалось ли какое-то действие, и того, у кого оно получилось лучше) называются “разрешением конфликтов”.

Несмотря на то, что правил настольных ролевых игр существует великое множество, для них для всех можно вывести общий принцип. Он называется “механика”. В механике каждой игры и заключается её техническая составляющая.

Представьте себе среднестатистического персонажа. Как и большинство людей, для достижения успеха он использует свои физические и умственные способности. Возьмём для примера силу, ловкость и интеллект (стоит отметить, что в разных системах правил этих способностей может быть больше и они могут иначе называться). Каждая из этих способностей обозначается каким-то числом, выражающим степень её развития (это число определяется в процессе создания персонажа — общий смысл таков, что какие-то из способностей будут выше остальных (например, персонаж умён, но слаб) или все будут иметь усреднённые значения (так что персонаж нигде не будет иметь особых уязвимостей, но и звёзд с неба хватать не сможет).

Чем выше значение — тем выше вероятность того, что действие удастся. Однако, так как ситуации бывают разные и даже у самых умелых людей иногда случаются неудачи, в игру вносится элемент случайности в виде игральных костей. Таким образом, значение способности не является определяющим фактором успеха, а лишь повышает вероятность этого самого успеха.

Представим себе, что у нашего спецназовца из примера следующие характеристики:
Интеллект: 2
Ловкость: 3
Сила: 3
Получается что, не будучи человеком глупым (тогда Интеллект был бы равен 1), он в большей степени полагается всё-таки на свои физические способности. Вот как это проявится в игре:
В: Мужчина у стойки разворачивается в вашу сторону и угрожает пистолетом, требуя, чтобы вы встали на колени и подняли руки вверх.
И1: Всё-таки это бандит. Мне кажется, что, если мы подчинимся его требованиям, он нас или ограбит, или вообще — убьёт, как свидетелей. Я хочу оценить ситуацию — насколько далеко я от бандита?
В: Кафе небольшое, поэтому ты можешь попытаться добраться до него хорошим прыжком. Но учти что, если он будет стрелять, — сможет попасть в твою спутницу.
И1: Учту. Я отталкиваю её за ближайший столик и пытаюсь допрыгнуть до бандита, чтобы выбить пистолет.
В: Хорошо. Для того, чтобы преодолеть такое расстояние, тебе надо побить определённую сложность (сложность выражается в цифрах и прописана в правилах). Для данной задачи эта сложность: 7.
И1 кидает кубик. В данном примере мы рассмотрим привычный, шестигранный — однако используются и специальные кубики с большим и меньшим количеством граней. На кубике выпадает 4. Вместе с силой спецназовца (а задача совершить прыжок с места на длинную дистанцию — это, несомненно, вопрос силы) получается как раз 7 — задача выполнена!
В: Да, ты допрыгнул до бандита. Однако он был наготове, поэтому он стреляет в тебя из пистолета!
Теперь уже кубик кидают и ведущий (на попадание), и И1 (на возможность увернуться). У ведущего выпадает 3. Вместе с ловкостью бандита (2) получается 5. У И1 выпадает 4 но, вместе с его ловкостью, получается 7. Финальный результат игрока (и его персонажа) выше чем у ведущего (и бандита) — так что бандит промахивается и пуля попадает в стену.
В: Бандит промахнулся! Теперь, пока он не выстрелил во второй раз, ты можешь попытаться его обезвредить.
Дальнейшие действия, связанные с разрешением конфликта, точно так же будут связаны с необходимостью проверок успешности различных действий.
Как уже было сказано — характеристик, умений и прочих параметров в играх гораздо больше. Однако, общий принцип их осуществления, как правило, именно такой, как в приведённом примере.

Важно не только уметь отыграть поведение своего персонажа, но и правильно выбрать, какие его способности будут лучше развиты, чтобы соответствовать выбранному образу. Кроме того, важно уметь оценить в игре его шансы на то или иное действие — далеко не всё может получиться! Это придаёт игре азарт и эмоциональный накал, составляющие львиную долю интереса в настольных ролевых играх.

Происходящее за игровым столом не ограничивается киданием кубиков. Возможность решать головоломки, вести дискуссии между игроками, придумывать какие-то оригинальные ходы — всё это значительно отличает “живые” игры от компьютерных — где, в большинстве случаев, игрок действует в строго ограниченных рамках, общаясь с доступными неигровыми персонажами определённым количеством фраз.

Кто в это играет?

Очень часто слово “игры” наводит на мысль о том, что развлечение это — сугубо детское. На самом деле, это не так. Аудитория каждой конкретной игры зависит исключительно от того, на кого её рассчитал ведущий. Это может быть весёлое приключение для школьников, кровавый триллер для любителей пощекотать себе нервы или детективная головоломка в викторианском антураже — для тех, кто любит историю и красивые декорации.

Нет ограничений и по статусу или образу жизни — настольными ролевыми играми увлекаются и руководители крупных предприятий, и студенты, и классические “менеджеры среднего звена” и кто угодно ещё, кому интересно общение с людьми и новые, необычные способы досуга.

Может показаться что на это требуется много времени — однако ничто не мешает вам играть тогда, когда у всех причастных выдался свободный вечер и желание собраться вместе. А если сюжет не удалось доиграть до конца — можно просто “сохраниться” и в следующий раз начать с места остановки.

«Почему я об этом ничего не знаю?»

Знаете! Может быть, не прямо, а косвенно, но очень многие сталкивались с играми, фильмами и книгами, основанными на правилах или сюжетах НРИ. Известный литературный сериал про Тёмного эльфа, ставшие бессмертной классикой компьютерные игры “Baldur`s Gate”, “Vampire: the Masquerade — Bloodlines” а также новые Shadowrun и Cyberpunk 2077, фэнтезийный фильм “Подземелье драконов” и даже карточная игра “Манчкин” — всё это, так или иначе, основано на богатой культуре настольных ролевых игр, которая пока ещё не так сильно развита в России.

В заключение хотелось бы отметить один простой факт: настольные ролевые игры в жизни гораздо интереснее, чем их можно описать в любой, самой подробной статье. Разные жанры, миры и системы правил позволят любому желающему выбрать что-то по вкусу именно для себя — то, что будет отвечать его потребностям и интересам. Но для того, чтобы лучше узнать всё это, не стоит делать выводов только по многочисленным описаниям и отзывам. Лучше (и гораздо, гораздо интереснее) поиграть самостоятельно.

Если вы хотите посетить Ролекон и узнать больше о настольных ролевых играх, сделать это можно в разделе «Мероприятия» на сайте, или в нашей

Источник: http://buhof.ru/accounting/rolevye-sistemy-v-nastolnyh-igrah-chto-takoe-nastolnye/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *